Изменение состояния организма целенаправленными психическими и физическими действиями

Последний раз статья изменена 1 декабря 2015 года

Статья рассказывает о многолетнем опыте занятий автора специфическими психофизическими упражнениями. Некоторые суждения, приведённые в статье, основаны не на известных автору научных фактах, а лишь на его личном опыте.

У человека имеется более 600 скелетных мышц. Мы можем их активизировать их по нашему желанию. Хотим - встанем, хотим - наклонимся. Можем приложить большее или меньшее усилие. Помимо скелетных, у нас имеется множество гладких мышц, а также сердечная мышца Вот статья в Википедии про мышцы. Они управляются вегетативной нервной системой. Непосредственно изменять их активность по нашему желанию мы не можем. Мы не можем нашей волей непосредственно регулировать работу наших внутренних органов. Для нас это делает "автоматика". Я думаю, здесь уместна аналогия со сложной и совершенной компьютерной программой, где важные настройки скрыты от пользователя, чтобы он своими неумелыми действиями не нарушил её работу. Однако при желании до этих настроек можно добраться. Иногда можно научиться волевым усилием изменять работу и гладких мышц, и внутренних органов. Достигается такое умение специфической тренировкой. Приведу пример. Диаметр кровеносных сосудов регулируется гладкими мышцами. Автоматическая терморегуляция тела человека обеспечивается в том числе и посредством работы этих мышц. Индийские йоги умеют волевым усилием расширять кровеносные сосуды и тем самым добиваться прилива тёплой крови к частям тела, когда становится холодно. Где - то читал, что они сушат влажные полотенца на своём теле, и даже устраивают соревнования, кто быстрее высушит. Как они они добиваются такого эффекта? Работой воображения, представлением, что холодный участок тела становится тёплым. Нам не дано от природы умение по желанию замедлять работу сердца. Однако, если представлять, что сердце бьётся медленнее, можно научиться это делать. Где то читал, что некоторые люди, овладевшие таким умением, умирали, "выключив" своё сердце. Что только подтверждает мысль о том, что не зря мы не можем произвольно изменять работу ключевых систем организма.

Изменить работу автоматических систем организма можно и определёнными словесными воздействиями. Известно, что человек более воприимчив к ним в "просоночном" состоянии, то есть в расслабленном состоянии перед засыпанием и после просыпания. Ещё более он восприимчив к словам в гипнотическом состоянии, в которое погружается так же в результате словесных воздействий, производимых гипнотизёром. Сочетание словесных воздействий и образов использует аутогенная тренировка. Это такая психотерапевтическая методика, которую пациент выполняет самостоятельно. Он садится в удобной позе, закрывает глаза, и начинает проговаривать про себя определённые фразы, например: "Мои руки тяжелеют. Мои ноги тяжелеют. Мои руки теплеют". Одновременно он вызывает в воображении соответствующие образы - тяжести и теплоты в руках. Подобными мысленными манипуляциями человек достигает расслабленного состояния, несколько схожего с просоночным и гипнотическим, в котором он становится восприимчив к словесным внушениям, которые он сам же и производит, например, проговаривая про себя: "Я становлюсь смелым. Я не боюсь трудностей" и т. п.

Мы в состоянии представить самые разные образы. Мы можем вообразить, например, что наша рука стала чуть тёплой, или комфортно тёплой, или чуть горячей, или очень горячей. Мы можем представить какой - то запах, вкус, тактильные ощущения (ощущения прикосновения), интероцептивные (ощущения внутри нашего тела), болевые ощущения. Можем представить самые разнообразные звуки. Количество возможных зрительных образов безгранично. Образ может иметь несколько составляющих, например, можно представить одновременно и тепло в руке, и зрительную картинку. Образ может быть динамическим, то есть можно представить какое - то ощущение изменяющимся во времени, например, что рука из тёплой становится холодной. Можем вообразить ритмичную смену, например, тепла и холода с той или иной частотой. Было бы заманчиво иметь возможность при помощи образов изменять в нужном нам направлении состояние организма. Возможно, это помогло бы лечить какие то болезни. Возможно, это могло бы помочь решить какие то проблемы. Да даже иметь возможность согреться, как йоги, с помощью воображения - тоже неплохо. Такая мысль часто приходила мне в голову, и я экспериментировал с различными образами. Обнаружилась, однако, следущая закономерность - удачный образ, повторенный через небольшое время, уже не давал того эффекта, что и первый. Рискну предложить следущее объяснение этому факту: Каждый образ, который мы вызываем в воображении, изменяет (может быть, не сильно, может быть, чуть-чуть) состояние нашего организма. Какие - то гладкие или скелетные мышцы напрягаются или расслабляются, какие - то сосуды расширяются или сужаются, какие - то нервные клетки возбуждаются или тормозятся. Это изменение зависит от

Состояние же организма зависит от множества факторов: от того, бодрый человек или уставший, поел он недавно или нет, в каком положении он находится - стоит, сидит или лежит и пр. и пр. Состояние всё время меняется, даже при отсутствии активности человека, в частности, потому, что в организме имеют место множество различных ритмов. Ритмично дыхание, работа сердца, перистальтика кишечника. В мозговой активности проявляются различные ритмы: альфа, бета, тета и другие. Представление образа, как я написал выше, меняет состояние организма. Поэтому аналогичный образ, повторенный через короткое время, может не дать того же эффекта, что и первый. Вероятно, что для многих образов будет действителен тот факт, что даже представить аналогичный образ вы сможете только спустя какое то время после того, как представили образ в первый раз. Приведу аналогию. Штангист после поднятия очень тяжёлой штанги не может сразу же поднять её во второй раз. Поднятие штанги изменило состояние его организма, и ему нужно время для восстановления."Защитная автоматика" организма штангиста не даст ему нанести себе ущерб, если он, конечно, в погоне за медалью не попытается её преодолеть. Подробнее про "защитную автоматику" ниже. Если штанга достаточно лёгкая, штангист может, конечно, поднять её несколько раз подряд. Но он не может поднимать штангу с какой он захочет частотой - частота поднятий ограничена инерцией штанги и возможностями его организма. Кроме того, каждое поднятие даже лёгкой штанги изменяет состояние организма штангиста, и в конце концов он устанет и не сможет больше поднимать штангу, пока не отдохнёт. Поэтому, в зависимости того, что вы хотите добиться при помощи образов, и текущего состояния организма, в один момент можен быть оптимален (наиболее эффективен) один образ, а через несколько мгновений - другой (возможно, мало отличающийся от первого). То есть образы, для лучшего эффекта, можно "подстраивать" под состояние организма. Чтобы было понятнее, как это делать, давайте рассмотрим подробнее процесс достижения человеком расслабленного состояния во время аутогенной тренировки. Он не просто что-то воображает и что-то про себя бубнит.

Если бы можно было разделить деятельность занимающегося АТ на отдельные этапы, её можно было бы представить так:

  1. человек имеет представление о том, чего он хочет достичь
  2. человек получает информацию от органов чувств о текущей ситуации
  3. опыт подсказывает ему, как можно оптимально достичь его цели, через какие этапы при этом надо пройти, даёт прогноз, что он при этом будет ощущать. Если в опыте недостаточно информации, генерируется предположение
  4. на основе опыта и текущей ситуации человек вырабатывает алгоритм действия
  5. действует
  6. действие изменяет ситуацию
  7. человек оценивает результат действия на предмет соответствия тому, что предсказывал ему опыт, и при несовпадении результата и прогноза и вносит коррекции в опыт
  8. на основе опыта (возможно, уже изменившегося) и ситуации, которая изменилась и в результате предыдущего действия, и, возможно, независимо от него, человек вырабатывает новый алгоритм действия
  9. действует, и далее смотри шаг 6, пока человек не достигнет цели или не откажется от продолжения действий

В виде описанной выше последовательности можно представить не только аутогенную тренировку и деятельность йога, греющего полотеце на своём теле, но и любую целенаправленную двигательную деятельность, например, чистку картошки.

Приведённая выше схема является сильно упрощенной. Она не описывает мотивацию, заствляющую человека действовать. Деятельность человека редко бывает чётко разделяемой на отдельные этапы (как, например, при игре в шахматы). Он редко производит анализ ситуации и выработку алгоритма действия "с нуля" после каждого действия. У человека, который действует, обычно имеется выработанный им самим (на основе его опыта) или полученный от других (в виде указания, совета, примера) план, "установка" на определённую последовательность действий. Вот статья в Википедии про установку. У занимающегося АТ может быть установка, например, представлять себя лежащим на пляже. Также у человека, в зависимости от ситуации, обычно имеется установка на определённую интерпретацию стимулов (сигналов органов чувств). Если вы любите, когда при чтении у вас "дымит крыша" от напряжения, можете прочесть об этом замечательную книгу Э. Бехтеля и А. Бехтеля "Контекстуальное опознание". Человек может весьма длительное время (часто всю жизнь) сохранять установку (действовать определённым образом), несмотря на то, что её адекватность (полезность для человека) опровергается его опытом.

Мир слишком сложен, чтобы можно было всё предсказать. Прогноз, который даёт опыт, никогда не бывает точным, в нём (прогнозе) всегда есть элемент предположения. Но по мере того, как в опыте (памяти) накапливается информация об успешных и неуспешных действиях в ситуациях, в чём-то различающихся, а в тём-то схожих, точность прогноза возрастает. Возрастает и качество генерируемых алгоритмов действий. Тогда говорят, что у человека вырабатывается навык.

Я в своё время не освоил аутогенную тренировку, потому что мне было непонятно, какие образы вызывать в воображении. В пособиях по АТ были рекомендации, например, представлять, как приятное тепло разливается по рукам, ногам. Однако возможны бесчисленные варианты, как можно представлять себе тепло: как кожу освещает тёплое солнце, как дует тёплый ветерок, как тепло разливается кровью после укола хлористого кальция и так далее. АТ, хотя существует довольно давно, так и не стала популярной, возможно, потому, что принципы работы с образами не были в ней чётко прописаны, а также из-за ограниченности сферы её применения. Как средство достичь спокойствия, расслабиться, быстро заснуть, вдолбить себе в расслабленном состоянии какие то полезные установки АТ, несомненно, полезна. Однако работу с образами можно использовать для решения более широкого круга задач. Состояние организма при помощи образов можно изменять гораздо более тонко и разнообразно, чем это предлагает АТ.

Если представить, что рука потеплела, она, вероятно, несколько потеплеет. Если представить, что она похолодела - похолодеет. Чтобы добиться замедления работы сердца, надо представлять, что оно бьётся реже. Можно сформулировать не строгое и не универсальное правило: если представить некоторое изменение в организме, в его состоянии возможны изменения в том направлении, в каком вы представляете. Хотя и не факт, что такие изменения произойдут. Назовём это правило "принципом подобия". Его можно использовать, когда у вас недостаточно опыта, чтобы предсказать, какой эффект какие образы дадут. Следует, однако, различать образ и эффект, который он производит. Если вы, допустим, представите, что вы лежите на пляже под тёплым солнцем, вы вряд ли достигнете состояния, которое было, когда вы там действительно лежали, хотя вполне вероятно, что вам станет теплее. Приведу метафору. Есть радиостанции, работающие только на передачу сигнала или, после переключения, только на приём. Когда мы что - то воображаем, мы "работаем на передачу". Но мы не можем всё время концентрированно это делать. Рано или поздно мы "переключимся на приём" сигналов от организма, и тогда мы сможем оценить эффект, который произвёл образ.

Кроме образов, состояние организма меняют:

Можно утверждать, что любая активность, физическая и психическая, меняет, сильно или слабо, состояние организма. К чему я всё это толкую? Дело в том, при помощи всех выше перечисленных действий что мы можем пытаться менять состояние организма так, как нам нужно. Не факт, что у нас получится, но иногда может и получиться. Причём нет смысла ограничивать себя каким - то одним видом действий, например, только движениями или только образами. Что способствует достижению цели, то и стоит использовать. Есть такое понятие - синергетический эффект. Он имеет место, когда эффект совместного действия нескольких факторов превышает сумму действий этих факторов по отдельности. Совместное использование разных видов физических и психических действий вполне может дать синергетический эффект. Хочу отметить, что я лично словесными воздействиями при целенаправленных действиях по изменению состояния организма практически не пользуюсь. Слова - слишком грубый инструмент, чтобы описать ими тонкие изменения состояния организма. Однако вполне допускаю, что для других внутреннее проговаривание или восприятие подходящих слов или фраз может быть полезно и эффективно. Действие того же образа или перемещения внимания, конечно, весьма слабое. Однако, как я написал, в организме действуют различные ритмы. Кроме того, в организме могут возникать резонансные явления в силу того, что это физическое тело. Кстати: мы получаем эстетическое удовольствие от произведений искусства - музыки, живописи, возможно, потому, что в процессе их восприятия внешние стимулы попадают в резонанс с нашими собственными ритмами, и мы ощущаем приятное возбуждение. При физиотерапевтических процедурах, для достижения лучшего эффекта, воздействия на человека часто являются ритмическими. Если наши слабые действия попадут в резонанс с ритмами организма, их эффект может быть весьма сильным.

Спортсмен играет в теннис. К нему летит мяч. Спортсмен тянет ракетку не туда, где в данный момент находится мяч, а туда, где, согласно его прогнозу, он будет находиться, когда там окажется ракетка. Ракетка должна оказаться не просто в нужное время в нужном месте в нужном положении, но и двигаться в момент встречи с мячом с нужной скоростью в нужном направлении, чтобы отбить его туда, куда надо. Для этого нужно не просто посылать точные и согласованные импульсы множеству мышц, но правильно делать это во времени, учитывая множество факторов - скорость и направление полёта мяча, инерцию тела спортсмена и ракетки и пр. Теннисист получает информацию от глаз о движении мяча и о том, что делает его соперник, от рецепторов тела о его положении в пространстве и на основании этой информации корректирует движение. Рекомендую почитать на эту тему, например, книгу Н. А. Бернштейна "О ловкости и её развитии" .

Чтобы наши психические действия были успешными, они также должны быть предпринимаемы в нужное время, с учётом текущего состояния организма. Приведу пример. Допустим, вам холодно, и вы хотите согреться. Согласно "принципу подобия" вы можете для достижения этой цели представлять различные ситуации, когда вам было тепло. Но эффект разных образов будет различный. Одни образы будут эффективнее, чем другие. Кроме того, в зависимости от состояния организма, в один момент эффективнее "сработает" один образ, в другой момент - другой. Эффект образа (а также других психических и физических действий) мы можем оценить, получая сигналы от рецепторов нашего организма. На основании эффекта, который произвёл предыдущий образ мы можем попытаться сконструировать следующий.

Выработка навыка

Вернёмся к нашему примеру с теннисистом. Способность успешно играть в теннис, как и другие двигательные навыки достигается путём длительной практики, после множества успешных и неуспешных движений. Когда теннисист успешно отбивает мяч, он получает положительное подкрепление (приятную эмоциональную реакцию). Когда отбить мяч не удаётся, он получает отрицательное подкрепление. Подкрепление - основа формирования навыка, который от длительной практики совершенствуется. Подробнее на эту тему можно прочитать в книге Карен Прайор "Не рычите на собаку". Двигательные навыки крайне важны для людей и животных, но при рождении они у них не развиты, и поэтому в детёнышах заложено стремление к подвижным играм. Каждый раз, когда к спортсмену летит мяч, ситуация чем то отличается. Отличается направление и скорость, с которой он летит, положение спортсмена и его состояние. При формировании навыка (отбивать мяч) он запоминает не одно совершенное движение, но некий "набор правил", как оптимально действовать в схожих ситуациях, "рисунок" движения. В английском есть подходящее слово - "паттерн". То же можно утверждать и по отношению к фигуристу, повторяющему , казалось бы, одно и то же движение в одной и той же ситуации. Каждый раз, когда фигурист повторяет движение, ситуация чем то, возможно, очень незначительно, да отличается. У фигуриста лишь меньше диапазон изменяемости ситуаций и, соответственно, движений, чем у теннисиста. Со временем теннисист учится делать прогноз, где окажется мяч какой момент времени, в зависимости от того, что он наблюдает на игровой площадке. Он учится прогнозировать эффект своих действий. Особенность сформировавшегося двигательного навыка состоит ещё и в том, что субъект, хотя и контролирует общий "рисунок" движения и может его ("рисунок") менять, не задумывается о деталях движения. Например, велосипедист может повернуть направо или налево, может ехать быстрее или медленнее, но он не задумывается о том, как держать равновесие. В таких случаях говорят: "навык доведён до автоматизма". Если регулярно заниматься целенаправленной деятельностью в соответствии с описанными выше принципами, пробуя различные комбинации психических и физических действий, со временем образуется навык. Вы сможете достигать цели легче и быстрей. Навык этот будет состоять не из одного совершенного образа или комбинации физических и психических действий, а из "набора правил", как эффективо действовать в зависимости от текущего состояния организма. Запомнится общий "рисунок", "паттерн" действий. Будет совершенствоваться умение делать прогноз, какой эффект в организме вызовет то или иное действие.

Анализ

Теннисист может после игры не спеша поразмышлять, какие его действия были удачными, какие нет, над какими аспектами его игрового мастерства нужно работать, какие приёмы стоит повторять, какие нужно совершенствовать, от каких стоит отказаться. Он может попытаться воспроизвести в памяти удачные приёмы, чтобы лучше их запомнить. Наконец, он может на основании своего опыта придумать новые приёмы. Для занимающегося целенаправленной деятельностью подобный анализ его действий будет также очень полезен. Полезно пытаться усовершенствовать "рисунок" деятельности, пробуя различные образы и другие действия, их сочетания, оценивая их эффект, повторяя удачные и отвергая неудачные. Полезно пытаться запомнить удачные сочетания действий. Если теннисист достаточно умный, он может, исходя из своего опыта, понять какие то общие закономерности, знание которых использовать в работе, например, тренером, и в жизни, или поделиться этим знанием с другими в книге или статье. Чтобы поделиться с вами знанием о некоторых закономерностях, которое приобрёл я, я написал вот эту всю хрень (шутка).

Принцип комфортности

Представим себе человека, бегущего кросс. Если он бежит с оптимальной для себя скоростью, он чувствует напряжение, но оно не является неприятным, скорее, наоборот. Это чувство таково, что оно (а не только гипотетическая польза здоровью) заставляет множество людей (в том числе и меня) заниматься физкультурой. Человек прибавляет скорость. Сердце начинает сильно колотиться, появляется чувство нехватки воздуха, хотя человек дышит во всю грудь. Организм сигнализирует чувством дискомфорта, что скорость является чрезмерной (опишем это состояние метафорой "включается аварийная лампочка" ). Человек бежит ещё быстрей. Дикомфорт усиливается до непереносимости. Человек чувствует непреодолимое желание замедлиться или остановится - включается "защитная автоматика", то есть рефлекторная реакция организма, которая не даст нанести ему ущерб. На фото последствия попытки усилием воли преодолеть её действие. Хорошо, если у бегуна после забега не останется вредных последствий. Однако попытки перебороть "защитную автоматику" не всегда заканчиваются благополучно ("машина может выйти из строя"). Когда мы задерживаем дыхание или касаемся горячего, также срабатывает "защитная автоматика". Желательно, чтобы ощущения, вызванные вашими физическими и психическими действиями, были комфортными, или по крайней мере, не были неприятными. Ощущение напряжения, присущее любой работе, считаю вполне допустимым, если оно не чрезмерно и не неприятно. Почему я так считаю? Неприятые ощущения обычно сигнализируют нам о неблагоприятных процессах в организме ("включается аварийная лампочка"). Если ваши действия их вызывают, возможно что уже начала (или вот-вот начнёт) работать "защитная автоматика", и вы либо дальше не сможете работать в таком режиме, либо очень быстро устанете. Давайте перед тем, как перейти к конкретным примерам резюмируем выше написанное.

Резюме

Построение сложных мысленных моделей для решения интеллектуальных задач.

Представим себе класс. Учитель даёт несложную задачу. Её решают все ученики. Он даёт более сложную задачу. Её решают 50% учеников. Ещё более сложную задачу решают только 10%. В чём отличие сложной задачи от несложной? Ученики раньше уже решали задачи. Эти задачи могут быть в чём - то схожи с данной задачей, в процессе их решения они применяли действия (например, преобразования формул), которые могут (или должны) быть применены для решения данной задачи. Говоря образно, у учеников имеются определённые "умственные заготовки" для решения определённого круга задач, которые могут пригодиться и для решения данной задачи. Однако мы, для простоты, предположим, что эти "заготовки" у всех одинаковые. Также предположим, что все ученики достаточно мотивированы, чтобы не лениться. Чтобы решить задачу, надо в воображении "построить модель" её решения. В этом могут помочь "умственные заготовки" ученика, делаемые им записи, рисунки, но только до определённой степени. В этой модели имеются объекты, переменные и пр. Назовём их "единицами воображения" Они взаимодействуют между собой. Если модель несложная, её могут построить в воображении большинство учеников. Если же нужно вообразить множество сложным образом взаимодействующих "единиц воображения", то с этим справляются уже немногие. У остальных же не хватает того, что можно назвать "силой воображения". Хорошая метафора - не хватает "оперативной памяти". Кстати, когда мы для облегчения решения задачи делаем записи и рисунки, это можно сравнить с тем, что при недостатке "оперативки" операционная система записывает не помещающуюся в ней, но нужную для вычислений информацию во временное хранилище на жёстком диске. "Умственные заготовки" ученика записаны на другом "жёстком диске" - долговременной памяти. Почему же у остальных учеников не хватает воображения? Способность к решению сложных школьных задач по физике не является столь же хорошо отработанной эволюцией, как, например, способность бегать, ходить. Если бы для того, чтобы выжить и оставить потомство, нужно было бы быть умным, как Эйнштейн, мы были бы умными, как он. Однако для этого, как правило, достаточно гораздо более скромных способностей. Кстати, способность строить сложные "мысленные модели" - это лишь один из видов умственных способностей, для большинства не самый важный. Важнее в обыденной жизни, например, правильно выстраивать отношения с другими людьми.

У мозга всегда полно дел. Нужно управлять работой сердца, лёгких, желудка, кишок, контролировать давление, температуру, уровень гормонов, и пр. и пр. Нужно следить за обстановкой, чтобы увидеть, когда появится тигр или чужак из соседнего племени. А тут ещё задачу реши! Решение задачи требует дефицитных ресурсов, нужных для контроля и управления работой организма. Возможно, построение сложных мысленных моделей нарушает нормальное функционирование мозга. И поэтому включается "защитная автоматика". Мозг как бы говорит тебе: "Иди ты нафиг со своей задачей! Тут есть дела поважнее! Не могу работать в таком режиме!" (шутка)

Как же преодолеть недостаток воображения? В моей статье "Как учиться эффективно. Практические советы" есть описание приёма, который я называю "совершенствованием представления". Состоит он в том, чтобы пытаться сделать "картинку" в воображении, нужную мне для решения задачи, более чёткой. Можно добиваться способности чётко воображать простые "картинки", или "мысленные заготовки" часто используемых интеллектуальных операций, чтобы потом комбинировать из них сложные образы, подобно тому, как фигурист сначала отрабатывает простые движения, а уже потом состоящую из них сложную программу. Это в теории. На практике я занимался и иногда занимаюсь этим и нахожу это весьма полезным. Делаю я это не для того, чтобы развить воображение, а когда мне нужно что-то хорошо запомнить, или что-то понять. Деятельность эта весьма затратная по времени. Тут есть одна тонкость. Допустим, нам для решения задачи нужно вообразить какой-нибудь объект, например, автомобиль. А как лучше вообразить, чёрный автомобиль на белом фоне или белый автомобиль на чёрном фоне? А может, синий автомобиль? Если мы задумаемся над этим, мы поймём, что возможно вообразить бесчисленное количество вариантов образов. А образ же ещё может быть динамическим, что ещё увеличивает количество возможных вариантов. Таким образом мы имеем огромное количество возможных вариантов образов, выбор из которых можно считать если не искусством, то высокоинтеллектуальной деятельностью. Её можно сравнить с импровизацией музыканта, инструмент которого - его воображение. Мне думается, что главными критериями для выбора варианта образа должны быть:

"Совершенствование представления" хорошо дополняет другие, "лингвистические" методы обработки информации, которыми я интенсивно пользуюсь при учёбе - анализ и структурирование материала при помощи различных вопросов и "наводящих" слов и фраз, о чём я подробно пишу в вышеупомянутой статье "Как учиться эффективно. Практические советы". Но более перспективной, чем "совершенствование представления" мне представляется другая техника. Можно назвать её "интеллектуальной разминкой". Состоит она в приведении себя в оптимальное состояние при помощи произвольных образов перед интеллектуальной работой. Приведу пример. Вы изучаете трудный для понимания материал (книгу по математике). Вам надо чётко представить то, что описывается в книге, но вам трудно это сделать. И вы работаете не над качеством образа того, что написано в книге (это вы можете сделать в другое время), а над своим состоянием (используя произвольные образы, например, что лоб, или затылок или что там ещё у вас приятно прохладный), чтобы у вас заработали воображение, способность к анализу.

Тренировка зубов и дёсен

Я регулярно тренирую зубы и дёсны. Состоит тренировка в том, что я беру в рот деревяннуя палочку (длиной сантиметров 10 и диаметром сантиметра три) и сжимаю её зубами. Казалось бы, ну и что тут такого? Дело в том, что одновременно я работаю воображением: представляю, что мои зубы и дёсны крепкие и сильные. "Стреляю" образом в тот самый момент, когда сжимаю палочку. То есть я психические действия (работу воображением) совмещаю с физическими (сжиманием палочки). При этом я достигаю эффекта, которого не могу достичь ни физическими, ни психическими действиями по отдельности. Эта тренировка для меня не только ежедневный ритуал. Когда я день - другой не делаю её, я начинаю ощущать потребность потренироваться. Занимаюсь я этим упражнением уже много - много лет. И каков же результат? А большинство зубов запломбированные. Да только зубов у меня, когда я печатаю эти строки (тьфу, тьфу) тридцать два. А лет мне уже больше пятидесяти. Конечно, одна из причин того, что я ещё ни разу не ходил "на удаление", состоит в том, что я ем очень мало сладкого. Другая причина - чуть пломба выпадет, бегу к дантисту. Возможная третья причина - горячее ем редко. Думаю, хотя не готов утверждать, что несмотря на всё это, мне вряд ли удалось бы без тренировки сохранить все зубы до такого возраста, учитывая, что от природы у меня плохие зубы. Положительное влияние тренировки на состояние дёсен для меня несомненно. Пародонтоза я не ощущаю. Да, и вот ещё что: если к палочке прилагать усилие руками, когда её сжимаешь зубами, пломба может выпасть.

Хочу предостеречь возможных подражателей - если вы, попробовав такую тренировку, в результате сломаете себе зуб, или у вас выпадет пломба, или наступят другие вредные для вас последствия, я никакой ответственности за это не несу. Критически воспринимайте информацию, получаемую из сми, в особенности из интернета.

Интересный пример влияния психической деятельности на зубы приводит в одной из своих книг психотерапевт Владимир Леви. У его пациента сильно болел зуб. Леви ввёл его в гипнотическое состояние, и в нём внушил ему, что у него зуб этот разрушился, и вместе с ним ушла боль. В процессе внушения Леви сам активно работал воображением, и представлял, что разрушается его собственный зуб . Спустя некоторое время этот зуб у Леви развалился.

Идеомоторная тренировка

В подготовке спортсменов широко используется идеомоторная тренировка. У меня есть книжка о ней А. В. Алексеева "Себя преодолеть!", изданная аж в 1982 году. Суть этой тренировки в том, чтобы отрабатывать и совершенствовать сложные движения мысленно. Алексеев советует приступать к отработке движений "вживую" уже после того, как они будут доведены до совершенства в "воображении". Он приводит метафору "лыжни". Каждое движение оставляет определённый "след" в памяти. Если повторять движение неправильно, будет проложена "неправильная лыжня". Если совершать движения с разными ошибками, получится "разбитая лыжня". От себя добавлю - видимо, замечания тренера являются недостаточным подкреплением, чтобы направить спортсмена на "правильную лыжню". И тут идеомоторная тренировка весьма кстати - не плёткой же спортсмена бить! Алексеев советует выделить в сложном движении ключевой элемент и сопровождать его проговариванием подходящей словесной формулы. Что вполне согласуется с приведённым выше тезисом о синергетическом эффекте сочетания различных видов действий. Также он советует, чтобы при выступлении на соревновании представление подготовленного "мыслеобраза" (выражение А. В. Алексеева) совершенного движения сопровождалось, "как тенью", реальным движением. Если использовать такой метод, качество "мыслеобраза" становится очень важным. Я не имею личного опыта идеомоторной тренировки, но мне представляется, что отработка "мыслеобраза" с учётом принципов,изложенных в моей статье могла бы сделать этот процесс более эффективным.

АТ - печка

Я выше рассказывал о йогах, которые согревают себя при помощи образов. Мне несколько раз приходилось прибегать к такой методике, когда в походах ночью становилось очень холодно. Приходилось всю ночь работать воображением, представляя, что мне тепло и комфортно. Я называл это "АТ-печкой", от слов "аутогенная тренировка". Как - то забрался я на одну гору на Среднем Урале. Подъём оказался неожиданно трудным и длительным, так что я оказался на вершине (1490 метров) уже поздним вечером. Я успел выбрать для ночлега крохотную сравнительно ровную площадочку среди камней, покрытую тонким слоем мха, но не успел поставить палатку, как очень быстро стемнело и начался жуткий ливень. У меня был тент (3 на 3), я заполз под него, как под одеяло. Ливень продолжался всю ночь, и всю ночь я, городской житель, привыкший к тёплой постели, провёл под тентом лёжа на камнях весь мокрый, периодически приподнимая тент, чтобы глотнуть воздуха. Вот тогда мне пришлось включить "АТ-печку" на полную мощность! Правда, ещё включился какой-то "защитный тормоз", так что ночь прошла как-то довольно быстро, хотя я, конечно, нисколько не спал. Что удивительно, я после этого даже не заболел.

Если у читателя есть толковые соображения по теме статьи, он может написать мне на obuchmat@mail.ru

На главную страницу