Как учиться эффективно. Практические советы.

Благодарен всем, чьи картинки использовал
Последний раз статья изменена 17 октября 2016 года
Эта статья в формате PDF
Список "наводящих" слов и фраз
Список вопросов
Список действий, если вы не понимаете материал

Хотелось бы поделиться личным опытом, какие приемы можно использовать, чтобы материал лучше усваивался. В физиологии есть такие понятия - положительное и отрицательное подкрепление. Объясню их на примере. В цирке животное обучают какому - то трюку. Если оно выполняет трюк правильно, оно тут же получает кусочек чего-то вкусного. Это есть положительное подкрепление. Если животное не выполняет трюк или выполняет его неправильно, оно получает несильный удар хлыстом. Это отрицательное подкрепление.

Всем известны понятия "поощрение" и "наказание". В чём их отличие от положительного и отрицательного подкрепления? Подкрепление производится сразу же после правильного или неправильного действия. Наказание или поощрение могут последовать через какое-то (может быть, даже значительное) время после действия. Психологи и физиологи доказали, что при обучении положительное или отрицательное подкрепление гораздо эффективнее поощрения или наказания, производимого через какое-то время. Подробней об этом можно прочитать в замечательной книге Карен Прайор "Не рычите на собаку". Человека, желающего научиться, нет необходимости подкреплять, как животное. Осознание, что он действует (или мыслит, рассуждает, предполагает) правильно (или неправильно) и будет достаточным подкреплением. Допустим, вы решаете задачу и совершаете ошибку. Будет гораздо полезнее, если кто - то вас поправит сразу после ошибки, чем если вы неправильно решите задачу, и ошибка обнаружится при проверке преподавателем через пару дней.

Думать полезно и необходимо. Когда мы думаем, процессы переработки, усвоения информации идут в мозгу наиболее интенсивно. Ньютон открыл закон всемирного тяготения не потому, что ему на голову свалилось яблоко, а потому, что он много на эту тему размышлял.

Однако до всего доходить своим умом - не лучший способ обучения. Представим себе трёх учеников. Одному дали очень сложную задачу. Он долго мучился, пока её решил (а может, и не смог решить). Если ученик решил задачу, вероятно, он крепко запомнит, как решать подобные задачи. Если не смог решить, не стоит считать, что он зря потратил время и усилия. Возможно, в будущем ему, как Ньютону, придёт в голову решение задачи. Однако ученик мог потратить слишком много времени, пытаясь решить задачу способами, которые являются неправильными. Долгие безуспешные попытки решить задачу могут сильно уменьшить мотивацию ученика заниматься дальше.

Другому ученику дали задачу, и тут же показали её правильное решение. Однако тем самым сильно уменьшили мотивацию ученика вникать в задачу. Зачем, если решение уже есть? В результате ученик может не научиться самостоятельно решать задачу.

Третьему дали задачу, он напрягся, задумался, начал её решать, но с ходу не смог решить. Ученик попросил о подсказке, сразу же получил её, продолжил решение, снова застрял и получил подсказку, и так происходило несколько раз, пока он добрался до правильного решения. Мне такая методика представляется наилучшей. Ученик не мучился, но и не скучал. За то время, что первый ученик решал одну задачу, третий решил несколько и получил хороший навык.

А как быть, если некому дать вам подсказку? И в учебниках, и в интернете имеется множество подробных примеров решения задач. Можно работать с ними так - открыть пример, чтобы была видна только формулировка задачи. Начать решать, хотя бы и без записей. Открыть пример так, чтобы был виден только первый шаг решения задачи и сравнить ваше начало решения с приведённым в примере. Продолжить решать, затем открыть следующий шаг и так далее. Кстати, из примеров часто удаётся понять то, что непонятно после прочтения учебника.

Допустим, перед вами имеется текст, который вы изучаете. Прикройте глаза (или закройте текст) и попытайтесь мысленно воспроизвести ту информацию, которую вам важно знать. Помочь сделать это вам могут некоторые "наводящие" слова, о которых речь ниже. При работе с ними можно поначалу и глаза не закрывать. Вы сразу же узнаете, что вы запомнили плохо, что неправильно, и сможете это поправить.

При чтении учебника и просмотре учебного видео полезно останавливаться и пытаться предугадать, что будет дальше, какие автор приведёт рассуждения, аргументы, доказательства. Следует отметить, что полезно это будет в том случае, если вы обладаете достаточной информацией, чтобы сгенерировать предположение.

Что общего приведённых выше трёх советах? Использование подкрепления. Вы делаете предположение, и сразу же узнаёте, верное оно или нет. Можно назвать эту методику так: предполагаю - сравниваю. Поскольку она очень эффективна, советую в учёбе ей, по возможности, широко пользоваться. Следует отметить, что иногда, или даже часто ваше предположение не будет совпадать с материалом, по которому вы сверяетесь, не потому, что оно неверно, а потому, что, например, у задачи может быть несколько решений, или решение может быть по разному сформулировано.

Я давно открыл для себя закономерность, что когда интенсивно занимаешься, через какое-то время наступает момент, когда новая информация уже "не лезет в голову". Причём другая информация, которая не требует умственного напряжения при её восприятии, не требует запоминания, и просто интересна, по прежнему воспринимается без отторжения. Если у вас наступило описанное выше состояние, не насилуйте себя, либо займитесь анализом той информации, что уже восприняли, либо сделайте перерыв в занятиях. Чтобы знания усвоились , должно пройти время, должны произойти определённые процессы в мозгу, причем эти процессы не осознаются нами, они идут также, когда мы спим.

Два-три иностранных слова в день выучиваются легко, почти без усилий, а чтобы выучить десять слов в день, придется потрудиться. Какой из этого практический вывод? Надо заниматься регулярно. Если вы сегодня позанимались, что-то выучили, мозг в "фоновом режиме" перерабатывает и усваивает новую информацию, чтобы превратить её в прочные знания. А если не позанимались, то и не перерабатывает.

Чтобы зря не перелопачивать пустую породу в надежде найти драгоценный самородок, хорошо перед чтением научной или технической книги или статьи составить для себя представление, какие полезные сведения можно надеяться из неё извлечь. Может, текст стоит читать только выборочно, а может, и вовсе не стоит читать. Хорошие советы я прочёл в интернете. Перед прочтением собственно книги прочитать: введение, оглавление (заголовки глав), резюме каждой главы, если таковые есть, текст, выделенный жирным, подписи к рисункам. У статьи прочитать первый и последний абзацы. Прочитать первые предложения каждого абзаца. Целые книги так читать мне пока не доводилось, что касается статей, нахожу это весьма полезным.

Вопросы и "наводящие" слова и фразы

Из содержания многих научных и технических книг, которые я в своё время прочитал, теперь, по прошествии времени, я мало что могу вспомнить. Из своего опыта могу утверждать: если материал книги сложный и трудный для понимания, чтобы его хорошо усвоить и запомнить, совершенно недостаточно книгу просто прочитать. Нужно "обработать" её содержание. Для этой цели в учебниках после изложения материала обычно предлагаются вопросы и задания. Материал усвоится гораздо лучше, если вы хорошо поработаете над ними. Однако вам придётся изучать множество книг, где нет вопросов и заданий. Поэтому хорошо было бы иметь набор вопросов, полезных для изучения материала по самым разным темам. Полезно иметь способ придумывания таких вопросов.

"Наводящие" слова и фразы

Предлагаю вашему вниманию составленый мной набор слов и фраз, которые помогают мне придумывать полезные для изучения материала вопросы. Я называю их "наводящими словами". "Наводящие" слова годятся не только для этого. Они предполагают определённый вид мысленной операции, направление анализа материала. Они могут помочь найти аналогии и придумать метафоры, чтобы лучше запомнить материал. Они облегчают мне припоминание информации. Вот эти слова:

(важные) объекты, (их важные) действия, отношения, свойства
где, когда, как, почему (зачем)
Эти слова я, пожалуй, использую наиболее часто. Они помогают мне мысленно воспроизвести содержание материала.
если, то (и, или), иначе (дерево условий)
Часто встречается информация в виде суждений, истинность которых зависит от условий (обычно в этих суждениях встречается слово "если", например: "если температура ниже нуля, вода замерзает"). Нередко истинность одних таких суждений зависит от истинности других (например: "Если температура ниже нуля, вода замерзает и расширяется. А если нет, то, если давление равно атмосферному, то: если температура ниже 100 градусов, то вода становится жидкой, а если нет ( температура выше 100 градусов), вода закипает"). Такие зависимости можно представить в виде "дерева", иногда весьма "разветвлённого". Полезно мысленно пройтись по ветвям такого "дерева".
причина (факт, суждение) / следствие (причинно - следственная или логическая цепочка)
пространственная схема

Часто для понимания материала вам нужно будет построить мысленную схему взаимного расположения в пространстве изучаемых объектов, например, деталей в механизме. Однако это расположение может изменяться во времени, поэтому вот вам ещё группа "наводящих" слов:
раньше / во время / позже (временнАя цепочка или линия)
Подумайте, как соотносятся друг с другом по времени события, о которых идёт речь в материале, какие из них происходили раньше, какие позже или одновременно. Возможно, вам будет интересна лишь последовательность событий (временнАя цепочка). В других случаях вам будет важно понимать, сколько времени эти события занимали, как пересекались по времени друг с другом. Для этого представьте (или нарисуйте) "временнУю" линию и интересующие вас события на ней.
сходство / различие
достоинство / недостаток (лучше / хуже)
утверждения / отрицания (да / нет)

Иногда может быть полезно мысленно отдельно сгруппировать содержащиеся в материале утверждения, и отдельно отрицания. Например, если вы изучаете методы лечения какой-то болезни, вы можете сгруппировать то, что следует делать (соблюдать постельный режим, пить такие-то лекарства), и отдельно то, чего делать не следует (есть острое и соленое, употреблять алкоголь). Желательно после этого поискать связи в получившихся группах и между ними.
надсистема / подсистема (элементы)
связи
функция
энергия
управление
Мы живём в мире систем (например, Земля является частью Солнечной системы), постоянно имеем с ними дело (например, с различными машинами), являемся их частью (например, частью государства), сами являемся системами (органов, клеток). Системы состоят из элементов, которые в свою очередь тоже могут являться системами. Системы обладают свойствами, которыми не обладают их элементы по отдельности (например, автомобиль может ездить, а его детали по отдельности не могут). Чтобы понимать систему, важно знать, как связаны, как взаимодействуют её элементы. У системы есть основная функция, или несколько таковых (например, основная функция самолёта - летать). Через системы проходит, в них расходуется и накапливается энергия (например, энергия топлива в бензобаке приводит в движение машину, заряжает аккумулятор и заставляет гореть фары). Можно определить способы, какими можно наиболее эффективно управлять поведением системы. Например, автомобиль управляется рулём, педалями газа и тормоза и рычагом переключения передач. О системах подробнее можно почитать в книге О-Коннора и Макдермотта "Искусство системного мышления".

что будет, если
Допустим, вы узнали из книги о каких - то новых важных фактах, закономерностях, свойствах и отношениях объектов и т. д. Можно попробовать их мысленно изменить и поразмышлять (пофантазировать), каковы были бы следствия такого изменения. Самое простое - подумать, что было бы, если бы этих фактов, свойств и т. д. не было бы (отрицание)(А если бы волки не ели зайцев?). Это может помочь вам увидеть новые стороны проблемы, натолкнуть на полезные мысли. В книге Марка Мееровича и Ларисы Шрагиной "Технология творческого мышления" есть набор приёмов такого мысленного изменения. Вот он:

Если кому непонятны эти приёмы, отсылаю вас к книге, там они подробно разъяснены. Пользуюсь ими нечасто, но думаю, что их полезно иметь в своём арсенале.

Вопросы

Предлагаю вашему вниманию несколько вопросов, которые мне представляются полезными для изучения материала по самым разным темам.

Полезно ещё до прочтения текста попытаться сформулировать вопросы, ответы на которые вам желательно получить. Тогда при чтении вы уже будете настроены на поиск этих ответов. Допустим, вам предстоит сдавать экзамен по предмету. Желательно ознакомиться с вопросами, которые будут на экзамене, ещё до начала изучения предмета. Сформулируем соответствующий вопрос:
Что мне здесь хотелось бы узнать?
Когда вам в тексте встретится информация, которая представляется важной, можете задать себе вопрос:
К какой категории (категориям) это (важное) было бы уместно (полезно) отнести?
А зачем нам это? Думаю, что отнесение информации к категории (или нескольким категориям) будет способствовать её (информации) запоминанию, хотя в какой степени, сказать не могу. Категорию при этом можно уподобить, например, группе карточек в каталоге библиотеки, хранящую информацию о книгах или статьях на какую-то одну тему. Однако для лучшего запоминания желательно попытаться ответить на следующие два вопроса:
Что ты знаешь об (важного по этим категориям или близким к ним)?
Попытайтесь вспомнить самое основное или хотя бы что - то. Приведу пример. Вот сейчас я учу команды операционной системы Linux. Нахожу полезным отнести команду к двум категориям:
1. по её действию (например, команда Linux, выключающая компьютер)
2. с какой буквы она начинается
Далее я вспоминаю, а какие есть команды Linux с таким же или схожим действием и какие есть начинающиеся с той же буквы и вообще сходные по написанию. Аналогично я работаю и с иностранными словами.

Категория не должна быть слишком большой, общей. Казалось бы, вполне уместно отнести команду к категории "операционная система Linux". Однако если я стану вспоминать всё, что я знаю про эту операционную систему, мне и полдня не хватит. Из слишком общей категории попытайтесь выделить меньшую подкатегорию.

Далее попытайтесь ответить на второй вопрос:
Как это (новое знание) связано (можно связать) с тем, что ты уже знаешь (по этим категориям и не только по ним)?
Имеет смысл искать не просто связи, а важные, интересные для вас.
Найти связи вам могут помочь некоторые "наводящие" слова.

Продолжу предыдущий пример. Команда может быть в чём - то схожа с другими, а в чём - то отличаться (сходство / различие). Она может быть в чём - то лучше или хуже других (достоинство / недостаток). Она может выполняться до или после других команд и событий (раньше/во время/позже), или вызываться по той же причине, вызывать такие же последствия, что другие команды (причина / следствие). Команда может входить в какую - то структуру команд, включать с себя такие же компоненты, что и другие команды (надсистема / подсистема). Она может быть связана с другими командами (связи), у неё есть определённая функция, схожая или отличающаяся от таковой у других команд.

Чем полезна эта группа вопросов? Дело в том, что новая информация лучше запоминается, если она связывается с уже имеющейся в памяти информацией. Это доказали психологи. В каких случаях полезна эта группа вопросов? Когда удаётся определить "компактную" категорию, с небольшим количеством информации в вашей памяти, относящимся к ней. Отмечу, что это удаётся далеко не всегда.

Другой способ связать новое знание с имеющимся - найти подходящую аналогию, образ или метафору. Помочь сделать это может вопрос:
На что это похоже? Или, если хотите: Что это мне напоминает?
Если вам не удаётся сформулировать подходящую категорию, используйте его. Помочь найти подходящую аналогию (задавая параметр, по которому её искать) могут и "наводящие" слова, например:

После того, как вы нашли аналогию, можно поискать связи между аналогией и тем, к чему вы её искали, так, как я это описал чуть выше.

Когда в тексте много важного, вновь воспринятая информация имеет свойство вытеснять из памяти воспринятую чуть ранее. В том числе и поэтому новую информацию желательно "обработать" сразу, пока вы удерживаете её в кратковременной памяти. Вот вам один из подходящих для такой "обработки" вопросов, препятствующий вытеснению:
Как это (важное) связано (можно связать) с важным, что было перед этим (до этого)?

Полезно искать связи не только нового с известным и важного с важным. Допустим, вы читаете заумный текст из области точных наук. В глазах рябит от формул. От черепной коробки идёт пар. Ничего не понятно! В таких случаях попробуйте следующее: Мысленно выделите фрагмент содержания, который вам понятен. Не может быть, чтобы не было понятно совсем ничего. Отдельные слова и фразы вы всё равно ведь понимаете! Этот фрагмент может быть и очень малым. Например, это может быть фраза или слово, часть формулы или переменная. Мысленно выделите другой фрагмент, который вам понятен. И попробуйте найти связь между ними. Потом поищите связь в другой паре фрагментов. И так "поиграйте" с текстом. Какие фрагменты выбирать, пусть вам подскажет ваша интуиция. Давайте сформулируем эту методу в виде вопроса:
Как это связано с этим?
Хотя вопрос получился похожий на предыдущие два, всё - таки я решил его выделить в отдельный. Он полезен не только в случаях, когда вам что - то непонятно. Полезно искать связи между важными понятиями, утверждениями, аргументами и т. п.

При чтении и анализе материала вы наверняка будете делать какие - то выводы и предположения. Наука логика называет их умозаключениями и выделяет два метода их производства: дедукцию - выводы о частном на основании общего (например, все собаки лают, поэтому этот щенок, когда вырастет, тоже будет лаять), и индукцию - выводы, а точнее, предположения об общем на основании частного (те собаки, которых я видел, лаяли, поэтому все собаки, наверное, лают). Ваши умозаключения могут оказаться верными, а могут ошибочными. Поэтому уместен вопрос:
Где (как) мои выводы (предположения) можно проверить (подтвердить или опровергнуть)?
Возможно, ответ на этот вопрос можно найти в тексте, который вы изучаете. Ещё один способ проверки, известный вам из уроков математики - "от противного" - представить, что ваш вывод неверен, и подумать, каковы будут следствия этого. Сформулируем соответствующий вопрос:
Если мои выводы (предположения) неверны, то что из этого следует?
Хочу ещё отметить, что ваши собственные умозаключения (если вы уверены в их истинности) можно обрабатывать так же, как и положения изучаемого материала - искать интересные для вас связи между умозаключением и другой доступной вам информацией: важным, что ранее встретилось вам при чтении, понятным вам фрагментом в непонятном тексте, или искать связи между умозаключениями.

Где это можно применить?
Тут, я думаю, нечего комментировать.

И вопрос, похожий на предыдущий:
В каких обстоятельствах это может пригодиться?
Например, при ответе на уроке или решении какой-то задачи. Вопрос полезен тем, что подумав над ним, можно поискать связи между новой информацией и обстоятельствами, в частности, другими знаниями, которые понадобятся в этих обстоятельствах. Когда эти обстоятельства наступят, новую информацию будет легче вспомнить.

Что будет дальше?
Об этом вопросе я писал выше. Отмечу, что этим вопросом можно задаваться и при повторном чтении, непосредственно перед прочтением фрагментов, содержащих важную информацию.

Нахожу полезным при чтении насыщенных информацией текстов время от времени останавливаться и спрашивать себя:
Что здесь важного?
Выделить важную информацию мне помогают "наводящие" слова, в частности, те из них, которые находятся в первых двух строчках списка.

Как это (большое количество важной информации) можно (лучше) структурировать, чтобы лучше запомнить?
Пытаясь ответить на другие вопросы, приведённые здесь, вы тоже будете структурировать информацию, но, возможно, вы захотите сделать это более удобным для себя способом. Можно задать один или несколько "параметров" структурирования (по чему вы будете структурировать материал. Например, стуктурировать изучаемые события по времени: до нашей эры произошло то-то и то-то, в нашей эре до Октябрьского переворота такие-то события, а после такие-то. И опять здесь могут быть полезны "наводящие" слова. Полезно не только выполнять структурирование в уме, но и сохранять его итоги в виде конспекта или схемы. Приведу аналогию с компьютером. Если данные в нём хорошо структурированы, вам легко найти нужный вам файл. Если песни лежат в отдельной папке, а в ней песни Аллы Пугачевой в одной подпапке, а песни Фили Киркорова в другой, если фотографии находятся в своей папке и тоже рассортированы по подпапкам, как вам удобно, то проблем с поиском гораздо меньше, чем если всё это кучей свалено в одну папку "Мои документы". Так же и в памяти легче найти нужную информацию, если она хорошо структурирована.

Для лучшего запоминания полезно провести ещё одну операцию, о которой я уже упоминал выше. Выразим её в виде вопроса: Как это (важную информацию) кратко сформулировать (если не в двух словах, то в нескольких фразах)?
Эту операцию хорошо проделывать, имея перед собой текст с этой информацией, закрыв его или глаза, а затем сверяться с текстом.

Приведённые здесь вопросы (и "наводящие" слова) помогут вам лучше запомнить информацию. Однако я не ручаюсь, что даже поработав над ними, вы достаточно хорошо запомните всё, что вам нужно. Некоторые вещи стОит просто выучить наизусть (предварительно "обработав" их при помощи вопросов). Выразим соответствующий вопрос:
Что здесь имеет смысл выучить наизусть?
Однако предварительно желательно попытаться сделать информацию удобнее для запоминания. Чем запоминать множество фактов и деталей, гораздо проще, легче и разумнее выделить и запомнить то, что их связывает: особенность, правило, закономерность, алгоритм, принцип. Тогда в будущем факты и детали можно будет легко получить. В качестве примера приведу байку про Эйнштейна. Якобы его знакомый сообщил ему свой телефонный номер и сказал, что его трудно запомнить: 24-361. Как трудно запомнить? - удивился Эйнштейн. Две дюжины и 19 в квадрате. Также полезно найти подходящий образ, аналогию или метафору.. Кстати, образы запоминаются очень хорошо. На этом основаны техники профессиональных мнемонистов, которыми я так и не удосужился овладеть. Какие образы они рисуют в воображении, вы можете узнать, прочитав статью Джошуа Фойера, чемпиона США по силе памяти (ссылка в конце этой статьи).
Ну и, разумеется, ничто вам не мешает самостоятельно придумать полезные вопросы к материалу и без всяких "наводящих" слов. Вероятно, они придут вам в голову уже во время чтения.

Список вопросов и действий, полезных в случаях, когда вы не понимаете материал, находится ниже, в разделе "Что делать, если читаешь текст и не понимаешь его".

Когда какие вопросы использовать? Попытка ответить на любой из них требует времени и усилий. В зависимости от материала, от информации, которую надо усвоить, тот или иной вопрос может быть и очень полезен, и малополезен. Я обычно чувствую, была ли мне полезна работа над вопросом или нет. Я в данное время готов только посоветовать при выборе вопросов пользоваться своим опытом и интуицией. Цель обучения - выделить из материала, как металл из руды, и запомнить важную информацию, понять важные связи, принципы, закономерности. Я думаю, что вопросы и наводящие слова (да и другие методики, приведённые здесь) стоит воспринимать как средство для достижения этой цели. Приведу метафору. Представьте набор инструментов у мастера. Некоторыми из них он пользуется очень часто, некоторыми редко. Мастер знает, когда и как использовать каждый инструмент. Но чтобы получить это знание (опыт), требуется практика.

Если вам не удаётся ответить на вопрос, можете попробовать разбить его на подвопросы и ответить на них. Можете поискать ответы на близкие, может быть, более простые вопросы. Думаю, что если вам не удалось ответить на вопрос, вполне вероятно, что мысленная работа над ним не пропадёт даром, поможет и запоминанию, и пониманию.

Возникающие у вас в процессе учёбы вопросы по изучаемой теме, на которые вы не можете ответить, можно записывать. Список вопросов можно время от времени просматривать, чтобы затем целенаправленно искать ответы на эти вопросы, а также отмечать те вопросы, ответы на которые вы уже знаете.

Вопросы можно использовать, чтобы сделать интереснее и полезнее процесс повторения материала. Возьмите какой - нибудь вопрос из приведённых выше, или придумайте его при помощи "наводящего" слова, или просто возьмите "наводящее" слово и повторяйте материал, рассматривая его с точки зрения этого вопроса (наводящего слова). При повторении в другой раз возьмите другой вопрос (слово).

Совершенствование представления

Расскажу ещё об одной методике, которой я пользуюсь. Есть науки, трудные для понимания средним умом, таким, как мой - математика, физика, компьютерное программирование и т.п. Часто, прочитав раздел в учебнике, хотя понимаешь смысл написанного, но образ, представление в голове о прочитанном "нечеткое". Тогда я , изменяя образ в своем воображении, пытаюсь добиться, чтобы он был четким. Я называю это "совершенствованием представления". Представление в нашей голове мы можем менять как угодно, тут нас ограничивает только сила нашего воображения. Часто текст содержит много важной информации. и представить её всю в виде одного образа не получается. Тогда я работаю над образом одной "единицы " информации, потом другой и так далее, а уже потом пытаюсь добиться чёткой "общей картинки". Зачем это нужно? Если представление чёткое, им удобнее мысленно оперировать. Уверен, что и запомнится оно гораздо лучше.

Иногда решаю сложную задачу или проблему, и промелькнёт в голове смутная догадка. Тогда я тоже работаю над чёткостью, чтобы вместо смутной мысли было чёткое представление.

И ещё, мне кажется, желательно, чтобы образ нового знания был для Вас "красивым", "эстетичным", чтобы работать с ним было вам приятно. Тогда и запомнить его будет легче. Аргументы, обосновывающие это суждение, изложены в другой моей, весьма нелёгкой для понимания статье.

О пользе повторного чтения

Бывает, читаешь научный или технический текст. Мало что понял. Читаешь второй раз, и начинаешь понимать. Это значит, что во время или после первого чтения в мозгу произошли процессы, которые позволили достичь понимания после второго чтения. Поэтому чтение и анализ текста (например, при помощи приведённых выше вопросов) могут быть полезны, даже если вы его до конца не понимаете.

Что делать, если читаешь текст и не понимаешь его

Читать текст и не понимать его неприятно, и пользы от такого чтения не очень много. Не всегда помогает и повторное чтение. Часто не получается понять текст потому, что не хватает воображения представить сложные процессы, связи, взаимодействие множества объектов, которые описываются в нём. Другая возможная причина непонимания - то, что вы обладаете опытом, отличным от жизненного и профессионального опыта автора, и поэтому для вас непонятно то, что очевидно для него. Ещё одна причина непонимания заключается в том, что слова часто являются слишком грубым инструментом, чтобы точно передать мысль автора. К тому же, автор может плохо владеть этим инструментом. Понимание разными людьми значения одних и тех же слов может отличаться. В результате часто бывает так, что автор вкладывает в слова один смысл (исходя из своего опыта и понимания значения слов), а читатель "извлекает " из текста другой смысл.

Думается, надо двигаться по дороге к пониманию "малыми шажками". Для начала постарайтесь представить то, что получается представить. Если текст можно толковать по разному, выберите один из вариантов в качестве рабочей гипотезы. Впоследствии может оказаться, что ваше представление полностью или частично неверное. Однако оно даст вам опору для дальнейшего чтения и анализа.
Можете поработать над чёткостью представлений.
Попробуйте представить то, что вам непонятно. Спросите себя:
Как выглядит то, что вам непонятно? Как проявляет себя (свойства, отношения, действия)?
Тут вам могут помочь "наводящие" слова. Размышление над этим вопросом может помочь вам
осознать и сформулировать, что конкретно вы не понимаете.
Если вам непонятно значение слова или фразы в тексте, не худо и в словарь заглянуть. Попробуйте поставить себя на место автора. Вот соответствующий вопрос:
Почему автор так написал, употребил именно эти слова?
Поищите связи между понятными вам фрагментами текста (как это связано с этим?). Подробнее об этом написано выше.
Спросите себя: При каких условиях это становится понятным?
Многие авторы, являясь компетентными специалистами в своей области, не обладают даром понятно писать. Если текст тяжело понимать, поищите другой на ту же тему.

Список вопросов, действий и "наводящих слов и фраз"

Список "наводящих" слов и фраз

Список вопросов

Что делать, если не понимаете

Изучение иностранных языков

Есть интересный метод обучения чтению на иностранном языке Ильи Франка. В чём его суть? Учащийся читает книгу на изучаемом языке. Книга особым образом препарирована. После небольшого куска текста на иностранном языке идёт его перевод, причём перевод "буквальный", с разъяснением трудных для понимания мест. Задача учащегося прочесть отрывок, пытаясь понять его смысл, затем посмотреть перевод и снова прочесть отрывок и перейти к следующему.

Когда я в своё время учил английский и немецкий, мне не хватало такой методики и таких книг. Учёба моя заключалась главным образом в чтении интересных мне книг и газет. Постоянно лазить в словарь за переводом незнакомого слова - дело нудное. Казалось бы, легко найти перевод книги на иностранном языке на русский язык и читать, сравнивая тексты. Однако такие переводы с лингвистической точки зрения весьма неточны. Переводчик стремится передать смысл книги, а не значения отдельных слов и фраз, и поэтому такая методика не кажется мне оптимальной.

Можно найти текст русскоязычного автора и его перевод на изучаемый язык, сделанный профессиональным переводчиком. Пытаться перевести русский текст на изучаемый язык и тут же смотреть, как это сделал переводчик. Вот эта методика кажется мне очень полезной, хотя чтобы ею пользоваться, определённые базовые знания языка нужно уже иметь.

Современные технологии сделали легко доступными аудиокниги. Можно найти текст русскоязычного автора и аудиокнигу - перевод. Прочитать кусок по русски, попытаться перевести на изучаемый язык, послушать перевод. Такая методика представляется мне ещё более полезной. Однако возникает проблема, какие программы при этом использовать. Наилучшей из испытанных мной оказалась программа WorkAudioBook. Она хороша, среди прочего, тем, что может проиграть одну фразу и остановиться.

Можно попробовать найти два аудиофайла - русскоязычного автора и перевод. Прослушать кусок по русски, попытаться перевести, затем послушать перевод. Подходящего для такой методики софта я пока не нашёл, если знаете, подскажите. Однако можно использовать для этого тот же WorkAudioBook. Я открываю им каждый аудиофайл, раздвигаю окошки, и слушаю. переключаясь между ними. К сожалению, при закрытии программы она запоминает позицию остановки только у одного аудиофайла - приходится записывать.


Мой опыт изучения языков говорит, что если встретилось незнакомое слово, и ты слазил в словарь за его переводом, нужно слово и его перевод записать в тетрадь, иначе они могут забыться. Образец такой тетради на фото. Слова написаны на одной стороне листа, а их перевод симметрично на другой. Такая запись хороша тем. что можно прикрыть сторону с переводами бумажкой и постараться, смотря на слова, вспомнить перевод, и сразу же, сдвинув бумажку, проверить себя. Советую тем. кто учит языки , завести такую тетрадку и повторять по ней регулярно. Можно также прикрыть сторону тетради со словами и попытаться вспомнить их по переводу.

Конспектирование

Не раз мне приходила мысль, что хорошо бы писать конспекты книг так же, как и слова и их перевод, чтоб можно было прикрыть часть текста бумажкой и проверить , что ты усвоил. Но делать конспект в виде только вопросов на одной стороне листа и ответов на другой неудобно. Иногда материал плохо поддается формулированию в виде вопросов и ответов, и проще и лучше его записать "как есть". К тому же конспект получается некомпактным. И вот однажды мне в голову пришла гениальная идея. Если хочещь записать материал в виде вопроса и ответа, нарисуй в начале строки знак, например стрелку, направленную вниз. Сбоку этой стрелки запиши вопрос, а ниже стрелки - ответ. Со стрелкой можно записать и информацию, которая не сформулирована в виде вопроса - ответа. Начало фразы можно записать сбоку стрелки, а конец, содержащий инфорацию, которую надо запомнить, - под стрелкой. Образец такого конспекта смотрите на фотографии. Цифры в конспекте - это номера страниц в книге, с которой писался конспект. Записать номер немного делов, зато потом легко можно найти нужную страницу.


Написание конспекта полезно не только тем, что по нему можно повторять материал. При конспектировании приходится сжато словесно формулировать наиболее важные положения, что способствует их крепкому запоминанию. Словесное формулирование стоит делать, даже если вам, как часто и мне, лень писать конспект. Записанную в конспекте в компактном виде наиболее важную информацию можно быстро просмотреть. Вопросы и "наводящие" слова и фразы особенно удобно использовать при работе с конспектом.

Подробный конспект позволяет быстро восстановить в памяти материал, который был выучен очень давно, даже много лет назад. Однако писать такой конспект - дело трудоёмкое, а если записывать очень кратко, впоследствии не поймёшь, о чём писал. Если вы не имеете возможности или желания писать подробный конспект, можете попробовать записывать "кратковременный" конспект, предназначенный для одного или нескольких повторений материала. Записывайте только ключевые слова и фразы. Можете скомпоновать их в виде схемы. Сразу же после окончания записи такого конспекта, пока вы помните, с чем соотнести записанное, проведите работу с приведёнными выше вопросами и "наводящими" словами (хотя бы с некоторыми из них, например, "как это связано с этим?"), чтобы материал крепко запомнился. Такой конспект не будет, разумеется, равноценен подробному конспекту. Хочу ещё отметить, что кратковременная память человека, способность оперировать в уме несколькими сущностями ограничены. Когда мы в процессе размышления, решения задач, анализа материала фиксируем результаты в виде записей или рисунков, мы освобождаем кратковременную память и облегчаем себе дальнейшую умственную работу.

Повторение

Было бы замечательно, встретив в тексте важную информацию, обработать её с помощью вопросов и быть уверенным, что она запомнится надолго (или навсегда). Увы, у меня так не получается. Забывание имеет место быть, и поэтому, если хочешь что-то хорошо запомнить, приходится делать повторения. Читал в разных книжках, что кривая забывания усвоенного материала имеет вид, как на рисунке 3. То есть забывание наиболее интенсивно происходит первое время после обучения. Следовательно, о чём я уже писал выше, лучше обработать информацию сразу, пока её помнишь. В материалах на тему эффективного обучения , которые я читал в интернете, рекомендуют делать повторение через определённые интервалы времени ("spaced repetition"). Но чтобы делать повторение, информацию надо предварительно подготовить, например, записать в сжатом виде в виде конспекта. Имеются компьютерные программы, которые значительно облегчают рутинную часть работы, связанной с повторением. Недавно ознакомился с системой SuperMemo. Суть этой программы, вкратце, состоит в том, что вы вводите материал, который вам надо заучить (сами набираете или где-то копируете и вставляете). Материал вводится в виде простых вопросов и ответов на них, подобно тому, как я писал выше в разделе "конспектирование". Также вы вводите коэффициент "важности" материала, и, в соответствии с ним, система сама определяет, когда предъявлять вам материал для повторения (вычисляет оптимальные интервалы). На сайте "SuperMemo" имеются интереснейшие статьи об эффективном обучении, однако материалов на русском я там не нашёл. Сам автор признаёт, что его система весьма непроста для овладения. Имеется аналогичная программа, которая называется "Anki". Имеется очень подробное руководство к ней на русском языке. Последнее время я весьма активно пользуюсь этой программой и нахожу её весьма полезной. И ещё. Само повторение может быть довольно скучным занятием, поэтому можно сочетать его с анализом, например, с помощью вопросов и "наводящих" слов.

Техника Фейнмана

Лазя по интернету в поисках интересных методик эффективного обучения, узнал про технику Фейнмана. Фейнман - выдающийся физик, который её использовал. Состоит техника в том, чтобы определить те аспекты сложной информации, которые вам непонятны. Записать их. Представить себе, что перед вами ученик, которому надо эти непонятные аспекты объяснить. И попытаться это сделать, максимально упростив язык и используя аналогии. Надо полагать, что в процессе выполнения этих действий к Фейнману приходило понимание непонятного. Я эту технику использовал пока мало, но мне она представляется весьма полезной.

Можно ли, зарывшись в учебники, применяя вопросы, "наводящие слова" и "совершенствование представления" научиться, скажем, водить автомобиль? Думаю, ответ очевиден. Эти техники могут быть весьма полезны при изучении устройства автомобиля, правил дорожного движения, но чтобы уметь вести машину, необходима ещё и практика. Часто именно практика является наиболее эффективным и незаменимым способом обучения, способом уяснить для себя какие-то сложные вопросы. Чтобы научиться водить, нужно водить. Чтобы научится программировать, нужно программировать. Каково было бы вам изучать , скажем, компьютер, не имея возможности практиковаться на нём? Для обучения часто необходимо иметь "обратную связь", то есть наглядно видеть и ощущать результат своих действий. Замечательным способом обучения является также игра. Но эта тема уже выходит за рамки данной статьи.

Кстати, мне тоже интересно было бы иметь "обратную связь". Если вам есть что сказать дельное по сути вопроса, можете написать сюда: obuchmat@mail.ru Вы попробовали предлагаемые мною методики, находите их полезными или наоборот, бесполезными? Может, есть предложения по их усовершенствованию или критические замечания? Я, может, непонятно написал?

Читайте переведённую мною статью Джошуа Фойера, чемпиона США по силе памяти.

На главную страницу

Эта статья в формате PDF

К началу статьи