Как учиться эффективно. Практические советы.

Благодарен всем, чьи картинки использовал
Последний раз статья изменена 26 апреля 2018 года

Хотелось бы поделиться личным опытом, какие приемы можно использовать, чтобы материал лучше усваивался. В физиологии есть такие понятия - положительное и отрицательное подкрепление. Объясню их на примере. В цирке животное обучают какому-то трюку. Если оно выполняет трюк правильно, оно тут же получает кусочек чего-то вкусного. Это есть положительное подкрепление. Если животное не выполняет трюк или выполняет его неправильно, оно получает несильный удар хлыстом. Это отрицательное подкрепление.

Всем известны понятия "поощрение" и "наказание". В чём их отличие от положительного и отрицательного подкрепления? Подкрепление производится сразу же после правильного или неправильного действия. Наказание или поощрение могут последовать через какое-то (может быть, даже значительное) время после действия. Психологи и физиологи доказали, что при обучении положительное или отрицательное подкрепление гораздо эффективнее поощрения или наказания, производимого через какое-то время. Подробней об этом можно прочитать в замечательной книге Карен Прайор "Не рычите на собаку". Человека, желающего научиться, нет необходимости подкреплять, как животное. Осознание, что он действует (или мыслит, рассуждает, предполагает) правильно (или неправильно) и будет достаточным подкреплением. Допустим, вы решаете задачу и совершаете ошибку. Будет гораздо полезнее, если кто-то вас поправит сразу после ошибки, чем если вы неправильно решите задачу, и ошибка обнаружится при проверке преподавателем через пару дней.

Думать полезно и необходимо. С вами, наверное, бывало так: вы долго решали сложную задачу и не могли решить. И вдруг неожиданно откуда то "выскакивало" правильное решение. Так же произошло, согласно легенде, и с Ньютоном. Он долго размышлял, а затем на голову ему свалилось яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения. Когда вы, казалось бы, безуспешно пытались решить задачу, в вашем мозгу шёл процесс переработки информации, который привёл к нахождению правильного решения. В случае с Ньютоном, яблоко не навело бы его на открытие закона, если бы он предварительно много не размышлял на эту тему.

Однако до всего доходить своим умом - не лучший способ обучения. Представим себе трёх учеников. Одному дали очень сложную задачу. Он долго мучился, пока её решил (а может, и не смог решить). Если ученик решил задачу, вероятно, он крепко запомнит, как решать подобные задачи. Если не смог решить, не стоит считать, что он зря потратил время и усилия. Возможно, в будущем ему, как Ньютону, придёт в голову решение задачи. Однако ученик мог потратить слишком много времени, пытаясь решить задачу способами, которые являются неправильными. Долгие безуспешные попытки решить задачу могут сильно уменьшить желание ученика заниматься дальше.

Другому ученику дали задачу, и тут же показали её правильное решение. Однако тем самым сильно уменьшили желание ученика вникать в задачу. Зачем, если решение уже есть? В результате ученик может не научиться самостоятельно решать задачу.

Третьему дали задачу, он напрягся, задумался, начал её решать, но с ходу не смог решить. Ученик попросил о подсказке, сразу же получил её, продолжил решение, снова застрял и получил подсказку, и так происходило несколько раз, пока он добрался до правильного решения. Мне такая методика представляется наилучшей. Ученик не мучился, но и не скучал. За то время, что первый ученик решал одну задачу, третий решил несколько и получил хороший навык.

А как быть, если некому дать вам подсказку? И в учебниках, и в интернете имеется множество подробных примеров решения задач. Можно работать с ними так - открыть пример, чтобы была видна только формулировка задачи. Начать решать, хотя бы и без записей. Открыть пример так, чтобы был виден только первый шаг решения задачи и сравнить ваше начало решения с приведённым в примере. Продолжить решать, затем открыть следующий шаг и так далее. Кстати, из примеров часто удаётся понять то, что непонятно после прочтения учебника.

Допустим, перед вами имеется текст, который вы изучаете. Прикройте глаза (или закройте текст) и попытайтесь мысленно воспроизвести ту информацию, которую вам важно знать. Помочь сделать это вам могут некоторые "наводящие" слова, о которых речь ниже. При работе с ними можно поначалу и глаза не закрывать. Вы сразу же узнаете, что вы запомнили плохо, что неправильно, и сможете это поправить.

При чтении учебника и просмотре учебного видео иногда бывает полезно останавливаться и пытаться предугадать, что будет дальше, какие автор приведёт рассуждения, аргументы, доказательства. Следует отметить, что полезно это будет не всегда, а только в том случае, если вы обладаете достаточными знаниями, чтобы сделать предположение.

Что общего приведённых выше трёх советах? Использование подкрепления. Вы делаете предположение, и сразу же узнаёте, верное оно или нет. Можно назвать эту методику так: предполагаю - сравниваю. Поскольку она даёт очень хороший эффект, советую в учёбе ей, по возможности, широко пользоваться. Следует отметить, что часто ваше предположение не будет полностью (а иногда и совсем не будет) совпадать с материалом, по которому вы сверяетесь, хотя вы и не сделали ошибки. Материал может быть по разному сформулирован, у задачи может быть несколько решений.

Я давно открыл для себя закономерность, что когда интенсивно занимаешься, через какое-то время наступает момент, когда новая информация уже "не лезет в голову". Причём другая информация, которая не требует умственного напряжения при её восприятии, не требует запоминания, и просто интересна, по прежнему воспринимается без отторжения. Если у вас наступило описанное выше состояние, не насилуйте себя, либо займитесь обдумыванием той информации, что уже восприняли, либо "смените тему" - если в занимались, например, математикой, займитесь историей, либо сделайте перерыв в занятиях. Чтобы знания усвоились , должно пройти время, должны произойти определённые процессы в мозгу. Они не осознаются нами. Учёные доказали, и во время сна происходят процессы обработки новой информации, которые приводят к её крепкому запоминанию.

Два-три иностранных слова в день выучиваются легко, почти без усилий, а чтобы выучить десять слов в день, придется потрудиться. Какой из этого можно сделать практический вывод? Надо заниматься регулярно, и учить по крайней мере три слова в день, иначе вы потеряете время. Если вы сегодня позанимались, что-то выучили, мозг в "фоновом режиме" перерабатывает и усваивает новую информацию, чтобы превратить её в прочные знания. А если не позанимались, то и не перерабатывает.

Чтобы зря не перелопачивать пустую породу в надежде найти драгоценный самородок, хорошо перед чтением научной или технической книги или статьи составить для себя представление, какие полезные сведения можно надеяться из неё извлечь. Может, текст стоит читать только выборочно, а может, и вовсе не стоит читать. Хорошие советы я прочёл в интернете. Перед прочтением собственно книги прочитать: введение, оглавление (заголовки глав), резюме каждой главы, если таковые есть, текст, выделенный жирным, подписи к рисункам. У статьи прочитать первый и последний абзацы. Прочитать первые предложения каждого абзаца. Целые книги так читать мне пока не доводилось, что касается статей, нахожу это весьма полезным.

"Наводящие" слова и фразы

Из содержания многих научных и технических книг, которые я в своё время прочитал, теперь, по прошествии времени, я мало что могу вспомнить. Из своего опыта могу утверждать: если материал книги сложный и трудный для понимания, совершенно недостаточно книгу просто прочитать. Нужно "обработать" её содержание. Для этой цели в учебниках после изложения материала обычно предлагаются вопросы и задания. Материал усвоится гораздо лучше, если вы хорошо поработаете над ними. Однако вам придётся изучать множество книг, где нет вопросов и заданий. Поэтому хорошо было бы иметь набор вопросов, которые будут полезны при изучении материала по самым разным темам, будь то история, биология или математика. О таких вопросах речь пойдёт ниже, а сейчас расскажу о способе придумывания вопросов к материалу.

Я использую для этого составленый мной набор слов и фраз. Я называю их "наводящими словами". Они предполагают определённый вид мысленной операции, направление анализа материала. Они облегчают мне припоминание информации. Ниже приведены эти слова с комментариями к ним. Звёздочки в квадратных скобках - мой субъективный рейтинг, основаный на том, как часто я ими пользуюсь и насколько нахожу полезными. Хочу сразу предупредить читателя - "наводящих" фраз, а также вопросов в следующем разделе довольно много. Анализ при подсказке "наводящей" фразы, попытка ответить на вопрос в любом случае требуют времени и усилий, а пользу вы извлечёте из этого не всегда. Способность выбирать при учёбе полезные операции анализа и не тратить время на малополезные - это навык, который невозможно получить без практики, без проб и ошибок. Приведу метафору. Представьте набор инструментов у мастера. Некоторыми из них он пользуется очень часто, некоторыми редко и очень редко. У мастера могут быть любимые инструменты. Одинаковую работу один мастер предпочитает делать одними инструментами, а другой - другими. Мастер знает, когда и как использовать каждый инструмент. Другая метафора, какая приходит на ум - поиск чего-то ценного в куче хлама. Большинство предметов вы отбрасываете за ненадобностью, но иногда попадаются вещи, которые дорогого стоят.

Если кому непонятны эти приёмы, отсылаю вас к книге, там они подробно разъяснены. Пользуюсь ими нечасто, но думаю, что их полезно иметь в своём арсенале.

Цепочки и деревья из "наводящих" слов и фраз

Материал статьи сложный, требующий времени для освоения. Поэтому этот раздел можно при первом чтении пропустить.

"Наводящие" слова и фразы можно объединять в цепочки и деревья, которые подсказывают определённый шаблон, алгоритм анализа. Результат анализа при помощи одного наводящего слова вы анализируете при помощи другого, затем при помощи третьего и т. д. Если это дерево, то, дойдя до конца его "ветви", вы можете вернуться назад и пройти по другой "ветви". Наводящее слово подсказывает нам определённый вид, "параметр" анализа изучаемого материала, например, временнОй анализ (что происходит во времени с изучаемыми объектами (временнАя цепочка или линия)), пространственный анализ (как расположены изучаемые объекты в пространстве (пространственная схема)). Для лучшего понимания материала может быть очень полезно задать не один "параметр" анализа, а два или даже более. Здесь уместна аналогия с анализом диаграммы или двух-, или более-мерного графика, который показывает нам, как изменяется интересующий нас параметр в зависимости от значения других параметров. Возьмём, например,

Мы можем, например, просто перебрать действия объекта ("объект + действиЯ"). А можем дополнительно проанализировать причины, по каким он действует ("объект + действиЕ + почему"), как он действует ("объект + действиЕ + как"), время или место, где происходит действие (+ когда или где). После этого мы можем построить временнУю цепочку действий, распределить действия на временнОй линии или выстроить пространственную схему действий. Отношения между объектами и свойства объектов можно проанализировать аналогично, например: "объектЫ + отношение + почему", "объект + свойство + почему". Если отношения и свойства зависят от положения во времени или пространстве, соответственно добавляем (+ когда или где). Возможно, при таком анализе мы увидим какие-то интересные нам закономерности.

Мы можем произвольно изменять длину цепочки, состав и порядок её элементов. Соответственно будет изменяться и процесс анализа. Допустим, у нас есть простая информация, состоящая только из нескольких объектов и присущего каждому из них набора свойств. Мы можем построить следущую цепочку: "объект + свойства" и взять один объект, проанализировать, какие у него есть свойства, затем взять другой объект и проанализировать и так перебрать все объекты. Мы можем построить и другую цепочку: "свойство + объекты", и, соответственно, перебрать все свойства и проанализировать, каким объектам каждое из них присуще. Мы можем построить и более длинную цепочку: "объект 1 + объект 2 + свойства", и поискать свойства, которые присущи тем или иным сочетаниям объектов. Или можно составить цепочку "свойство 1 + свойство 2 + объекты" и поискать объекты с определёнными сочетаниями свойств. Возможно, при этом нам придётся составить таблицу или диаграмму. При таком анализе мы можем посмотреть на информацию с разных сторон, или, как говорят, в разных разрезах.

Выше я описал приём - "переход на почему". Он хорошо дополняет многие другие "наводящие" слова и фразы, кроме упомянутых выше, в частности:

Анализируя, почему, скажем, пространственная схема или временная цепочка является именно такой, вы можете достичь большей глубины понимания. Ну а что такое почему? Это причина. А где можно поразмышлять о причине, может быть, стоит поразмышлять и о следствиях (причинно-следственная цепочка или куст).

Приведу ещё пример: "пространственная схема" + "временнАя цепочка или линия". Эта цепочка может подсказать нам возможность проанализировать материал на предмет того, как изменяется "пространственная схема" во времени. Например, если мы изучаем двигатель внутреннего сгорания, мы можем попытаться мысленно воспроизвести, как сочетается во времени ход поршня с открытием и закрытием клапанов, с впрыском топлива, зажиганием свечей и т. д. Если мы добавим в нашу цепочку ещё "дерево условий" ("дерево условий" + "пространственная схема" + "временнАя цепочка или линия"), возможно, это наведёт нас на анализ того, как будет работать двигатель (в пространстве и во времени) в зависимости от того, нажата или нет какая-то кнопка и (или) положения какого-то рычага.

Приведу ещё примеры: "дерево условий" + "причинно-следственная или логическая цепочка"
При помощи этих "наводящих" фраз можно попробовать составить "логическую" схему материала, по шаблону: "если А, тогда Б, из Б следует С".
Мысленное изменение ("что будет, если") можно сочетать с пространственным и (или) временнЫм, системным анализом, оценкой ("лучше/хуже").
"дерево условий" + "лучше/хуже"
Допустим, вы сравниваете два сорта яблок. Вы можете составить "дерево условий", в зависимости от сочетания которых (регион, наличие полива, уровень грунтовых вод и пр.) один сорт яблок будет предпочтительнее, чем другой.

Вопросы

Предлагаю вашему вниманию несколько вопросов, которые мне представляются полезными для изучения материала по самым разным темам.

Полезно ещё до прочтения текста попытаться сформулировать вопросы, ответы на которые вам желательно получить. Тогда при чтении вы уже будете настроены на поиск этих ответов. Допустим, вам предстоит сдавать экзамен по предмету. Желательно ознакомиться с вопросами, которые будут на экзамене, ещё до начала изучения предмета. Сформулируем соответствующий вопрос:

Ну и, разумеется, ничто вам не мешает самостоятельно придумать полезные вопросы к материалу и без всяких "наводящих" слов. Вероятно, они придут вам в голову уже во время чтения. Список вопросов и действий, полезных в случаях, когда вы не понимаете материал, находится ниже, в разделе "Что делать, если читаешь текст и не понимаешь его".

Если вам не удаётся ответить на вопрос, можете попробовать разбить его на подвопросы и ответить на них. Можете поискать ответы на близкие, может быть, более простые вопросы. Думаю, что если вам не удалось ответить на вопрос, вполне вероятно, что мысленная работа над ним не пропадёт даром, поможет и запоминанию, и пониманию.

Возникающие у вас в процессе учёбы вопросы по изучаемой теме, на которые вы не можете ответить, можно записывать. Список вопросов можно время от времени просматривать, чтобы затем целенаправленно искать ответы на эти вопросы, а также отмечать те вопросы, ответы на которые вы уже знаете.

Вопросы можно использовать, чтобы сделать интереснее и полезнее процесс повторения материала. Возьмите какой - нибудь вопрос из приведённых выше, или придумайте его при помощи "наводящего" слова, или просто возьмите "наводящее" слово и повторяйте материал, рассматривая его с точки зрения этого вопроса (наводящего слова). При повторении в другой раз возьмите другой вопрос (слово).

Когда какие вопросы и "наводящие" слова использовать

Допустим, вы читаете учебник, и некий факт из него кажется вам важным, достойным того, чтобы его крепко запомнить. Пока этот факт "с пылу, с жару", то есть находится в вашей кратковременной памяти, не "затертый" последующей информацией, самое время его обработать. Вот другая ситуация: вы готовитесь к экзамену и повторяете материал по методу "предполагаю-сравниваю". Обнаруживается, что какой-то важный факт вы не можете правильно воспроизвести. Здесь уместна такая же стратегия, как и в предыдущем случае. Назовём её "обработка факта". Можно ограничиться минимальной обработкой, сделав "переход на почему". Более глубокий анализ можно сделать в стиле "переход от факта к дрону", "переход от факта по структуре материала". В зависимости от факта, может быть полезен (а может быть и неуместен) анализ факта во временнОм и (или) пространственном разрезе. Также может быть полезно "пройтись" от факта по "деревьям": причин/следствий, подсистем/надсистем, влияний, категорий, а также поискать аналогии. В процессе такого анализа вы придёте к другим фактам, и здесь могут оказаться полезными анализ на сходство/различие, поиск связей между фактами и сравнительная оценка.

Представим другую ситуацию: вы читаете учебник, или слушаете лекцию, и у вас нет возможности или желания сразу обрабатывать каждый важный факт. Но когда-то придётся остановиться и сделать обработку, иначе необработанная информация забудется. При чтении учебника уместно сделать такую обработку не только по окончании чтения раздела или главы, но и когда вы чувствуете, что в материале "сменилась тема", или важной информации очень много. Можно обработать все важные факты по одному, как описано выше. Но сначала надо их "достать" из памяти. Кроме того, будет полезно посмотреть на факты в их совокупности и, возможно, провести с этим множеством фактов некоторые мысленные операции. И этот процесс мы назовём "обзор материала". Здесь нам будет полезно глянуть на него "с высоты дрона". Рассмотреть материал более детально помогут "наводящие" слова из первых двух строчек, построение пространственной схемы и временной линии, деревьев причин/следствий, подсистем/надсистем, категорий, "внутреннее" структурирование материала, целенаправленный поиск определённых фактов в нём ("найти и обработать"), поиск непонятного (что мне здесь недостаточно понятно).

В списке "наводящих" слов и фраз и списке вопросов, что находятся в конце статьи я сделал попытку отметить буквами (оф) операции, более подходящие для обработки факта, пометкой (ом) таковые для обзора материала, и (оф, ом) полезные при обеих стратегиях операции.

Совершенствование представления

Расскажу ещё об одной методике, которой я пользуюсь. Есть науки, трудные для понимания средним умом, таким, как мой - математика, физика, компьютерное программирование и т.п. Часто, прочитав раздел в учебнике, хотя понимаешь смысл написанного, но образ, представление в голове о прочитанном "нечеткое". Тогда я , изменяя образ в своем воображении, пытаюсь добиться, чтобы он был четким. Я называю это "совершенствованием представления". Представление в нашей голове мы можем менять как угодно, тут нас ограничивает только сила нашего воображения. Часто текст содержит много важной информации. и представить её всю в виде одного образа не получается. Тогда я работаю над образом одной "единицы " информации, потом другой и так далее, а уже потом пытаюсь добиться чёткой "общей картинки". Зачем это нужно? Если представление чёткое, им удобнее мысленно оперировать. Уверен, что и запомнится оно гораздо лучше.

Иногда решаю сложную задачу или проблему, и промелькнёт в голове смутная догадка. Тогда я тоже работаю над чёткостью, чтобы вместо смутной мысли было чёткое представление. Иногда важная информация в материале не сконцентрирована в одной фразе или формуле, а распределена по большому объёму текста, поэтому её затруднительно кратко сформулировать. Чтобы выделить эту информацию, я не "ковыряю" материал с помощью вопросов и "наводящих слов" (это можно сделать чуть позже), а делаю "совершенствование представления".

И ещё, мне кажется, желательно, чтобы образ нового знания был для Вас "красивым", "эстетичным", чтобы работать с ним было вам приятно. Тогда и запомнить его будет легче. Аргументы, обосновывающие это суждение, изложены в другой моей, весьма нелёгкой для понимания статье.

О пользе повторного чтения

Бывает, читаешь научный или технический текст. Мало что понял. Читаешь второй раз, и начинаешь понимать. Это значит, что во время или после первого чтения в мозгу произошли процессы, которые позволили достичь понимания после второго чтения. Поэтому чтение и анализ текста (например, при помощи приведённых выше вопросов) могут быть полезны, даже если вы его до конца не понимаете.

Что делать, если читаешь текст и не понимаешь его

Читать текст и не понимать его неприятно, и пользы от такого чтения не очень много. Не всегда помогает и повторное чтение. Часто не получается понять текст потому, что не хватает воображения представить сложные процессы, связи, взаимодействие множества объектов, которые описываются в нём. Другая возможная причина непонимания - то, что вы обладаете опытом, отличным от жизненного и профессионального опыта автора, и поэтому для вас непонятно то, что очевидно для него. Ещё одна причина непонимания заключается в том, что слова часто являются слишком грубым инструментом, чтобы точно передать мысль автора. К тому же, автор может плохо владеть этим инструментом. Понимание разными людьми значения одних и тех же слов может отличаться. В результате часто бывает так, что автор вкладывает в слова один смысл (исходя из своего опыта и понимания значения слов), а читатель "извлекает " из текста другой смысл.

Думается, надо двигаться по дороге к пониманию "малыми шажками". Если текст можно толковать по разному, выберите один из вариантов в качестве рабочей гипотезы. Впоследствии может оказаться, что ваше предположение полностью или частично неверное. Однако оно даст вам опору для дальнейшего чтения и анализа. Постарайтесь

Многие авторы, являясь компетентными специалистами в своей области, не обладают даром понятно писать. Если текст тяжело понимать, поищите другой на ту же тему.

Конспектирование и повторение

Чем полезны записи и рисунки, которые мы делаем во время учёбы?

Рассмотрим несколько видов записей:

При создании записей можно свободно сочетать описаные выше виды.

Обработка ошибок

Если вы занимаетесь по методике "предполагаю - сравниваю", ваше предположение иногда будет не совпадать с материалом, по которому вы сверяетесь. Такое несовпадение не всегда свидетельствует о вашей ошибке, о чём я писал выше. Иногда может быть полезно обработать его с помощью "наводящих" слов, особенно в случаях, когда вы действительно ошиблись. Думается, наиболее подходящие здесь слова - "почему" (ваше предположение неверное) и "сходство / различие" между вашим ответом и верным.

Каждая ошибка, которую вы совершили обогащает вашу коллекцию ошибок. Здесь я имею в виду, что может быть полезно поискать в памяти аналогичные ошибки, проанализировать их на сходство - различие, чтобы лучше понимать паттерн (закономерность) ваших ошибок и в итоге меньше их совершать.

Часто имеющий место вид ошибки - путаница между изучаемой информацией и другой информацией, которая в чём-то схожа с изучаемой. Для её предотвращения стоит глубоко анализировать различие между информациями, используя бОльшее число параметров. Вместо простого "перехода на "почему"" стоит, может быть, построить причинно - следственные кусты и другие структуры.

Пример: То ли он украл, то ли у него украли. Допустим, верно второе - у него украли. Проанализируем разницу между двумя вариантами по нескольким параметрам (например, по внешнему виду, динамике), обращая внимание на причины, почему не верен первый вариант. У него украли, потому что он рассеянный, потому что было что красть, потому что там вообще часто воруют. Он Не украл, потому что имеет репутацию честного человека, и к тому же он богат, ему незачем воровать.
Чтобы избежать путаницы, стоит также создавать искуственные связи. О том, как это делать, в следующем разделе.

Как искать (создавать) связи

Я бы условно разделил связи на прямые и искуственные. Поясню различие между ними на примере. Если направить на призму белый цвет, из неё он выйдет в виде полос цветов в следующей последовательности:

Когда мы изучаем оптику и анализируем этот опыт, мы создаём в нашем сознании, нашей памяти связи между понятиями "красный цвет", "оранжевый цвет" и т. д., которые "напрямую" отражают связи, существующие в реальности. Такие связи в нашей голове назовём "прямыми". Для их создания мы можем употребить Соответствующие "наводящие" слова я привёл выше. Можно подобрать и другие слова. Обратите внимание, что понятие "связи", употребляемое в этой статье, несколько шире по смыслу от общепринятого. Например, если исходить из общепринятого значения слова "связь", из того, что два объекта схожи, не следует, что между ними имеется связь, из того, что два события произошли одновременно, не следует, что между ними имеется связь. Однако для нас знание о схожести объектов и одновременности событий может быть весьма полезно. Отличается от общепринятого и смысл употребляемой в статье фразы "искать связи". Точнее было бы говорить о "создании связей" (в нашем мозгу).

Хочу поделиться несколькими способами поиска "прямых" связей: Если при системном анализе нужно найти связь между двумя элементами системы (А и В), спросите себя, как А влияет на В, и наоборот.

Пример: Как старуха влияет на старика, очевидно - заставляет клянчить у рыбки всё новые блага. А как старик влияет на старуху? Безропотно выполняя её требования, он только распаляет её жадность.
Обратите внимание, что влияние старухи на старика не равно влиянию старика на старуху, поэтому их (влияния) следует рассматривать отдельно. Влияние одного элемента на другой может быть не прямым, а косвенным. Например, элемент А может не влиять непосредственно на элемент С, а влиять на элемент Б, который, в свою очередь, непосредственно влияет на С. В сложных системах, состоящих из множества элементов, проследить их влияние друг на друга весьма непросто. Поэтому можно составлять и записывать (зарисовывать) деревья или таблицы влияния элементов друг на друга. Полезно анализировать влияния не только элементов систем, но и следствий (фактов, приведённых в материале). Аналогично можно анализировать связи между причинами.

Другой способ - "переход по дереву" (от одного факта к другому). Между двумя фактами может быть причинно-следственная связь, общая причина либо следствие. Однако, если такие связи определить не удаётся, мы можем попытаться выявить их, пройдя по "причинно-следственному кусту". Такие переходы между фактами можно проводить и по "дереву категорий", а также в стиле "факт-дрон-факт" (смотри описание выше).

Ещё один способ можно назвать "поиск связей через (подчинённые) сущности". Если вы хотите хорошо запомнить и понять какой-то факт, выделите в нём сущности, например объекты (или действия, отношения, свойства). Допустим, мы выделили объект. Этому объекту, скорее всего, присущи подчинённые сущности (действия, свойства, отношения) которые в факте не упомянуты. Можно поискать связи между этими подчинёнными сущностями и фактом.

Пример: Возьмём закон Ома - сила тока равна напряжению, делёному на сопротивление. Проанализируем силу тока. Что это такое? Это свойство действия - движения заряженых частиц. Какие ещё свойства у движения? Скорость и направление. Какие свойства заряженых частиц? Масса, скорость, заряд и электрическое поле. Какие действия у заряженых частиц? Перемещение, столкновения друг с другом и с незаряжеными частицами. Какие отношения у заряженых частиц? Они подвергаются действию и сами влияют посредством полей - электрического, гравитационного. Мы можем поискать связи между этими сущностями и законом Ома.

Чем больше "прямых" связей мы создадим, и чем точнее они будут отражать изучаемые нами реальные явления, тем глубже мы будем понимать материал, и тем лучше мы сможем его запомнить. Однако иногда "прямых" связей оказывается недостаточно для успешного запоминания. И тогда нам могут помочь "искуственные" связи. Например, длинные последовательности однородных сущностей обычно плохо запоминаются. Кто-то придумал фразу "каждый охотник желает знать, где сидит фазан", которая помогает запомнить последовательность цветов, выходящих из призмы. Как мы припоминаем эту последовательность? Вспоминаем фразу, по первой букве каждого её слова вспоминаем цвет. Цвет, который выходит из призмы вряд ли связан с охотником или фазаном. Эту связь кто-то создал искуственно, чтобы было удобнее припомнить "прямую" связь, которая отражает реальные явления. Приёмы, приведённые в этой статье, направлены главным образом на создание "прямых" связей, хотя и "искуственные" с их помощью тоже можно создавать. Существуют, однако, специальные методики создания искуственных связей, которые используют мнемонисты, и которыми я так и не удосужился овладеть. В частности, это техника создания запоминающихся образов. Ссылка на мой перевод статьи одного из мнемонистов находится в конце этой статьи.

Анализ понятий

Для лучшего понимания материала полезно анализировать встречающиеся в нём понятия. При этом нам могут быть интересны

Как работать с формулами

Признаюсь, я в последний раз изучал формулы довольно давно. Тем не менее осмелюсь изложить свои соображения относительно их изучения. Формулы есть по сути концентрированное выражение связей между параметрами, которые вы подставляете в формулу, и параметром, который получаете в результате. Что мы можем сделать, чтобы лучше запомнить формулу? Возьмём для примера формулу закона Ома: I=V/R (сила тока равна напряжению, делёному на сопротивление). Выше я упоминал, что мы можем рассмотреть информацию в разных разрезах. Здесь формула простейшая, но и её мы можем рассмотреть в трёх разрезах: тока, напряжения и сопротивления. Для этого по разному перепишем формулу: I=V/R , V=IR , R=V/I . Здесь мы выражаем каждый из параметров через другие параметры, или, говоря другими словами, находим связь между параметром, с одной стороны, и остальными параметрами, с другой стороны. Если мы решим учить формулу по методу "предполагаю-сравниваю", мы можем использовать все три варианта. А если мы будем скрывать один из параметров, то у нас получится аж 9 вариантов! Вообще, для лучшего понимания и запоминания формулы будет полезно поискать связи между её частями (как это связано с этим?). Под такими частями я подразумеваю не только входящие параметры и результат, но и более крупные части формулы, например, то, что находится в числителе, в знаменателе или в скобках. Для наглядности стоит, может быть, составить на основе формулы таблицу, вроде вот такой:

С таблицей также можно заниматься по методу "предполагаю - сравниваю." Второе соображние: чтобы понимать формулу, важно понимать, как каждый входящий параметр влияет на её результат. Об этом можно судить, исходя из его положения в формуле (находится ли он в числителе, знаменателе, с какой степенью он подставляется и т. д.). Тем, кто часто имеет дело с формулами, стоит запомнить эти зависимости влияния параметра от его положения.

Изучение иностранных языков

Есть интересный метод обучения чтению на иностранном языке Ильи Франка. В чём его суть? Учащийся читает книгу на изучаемом языке. Книга особым образом препарирована. После небольшого куска текста на иностранном языке идёт его перевод, причём перевод "буквальный", с разъяснением трудных для понимания мест. Задача учащегося прочесть отрывок, пытаясь понять его смысл, затем посмотреть перевод и снова прочесть отрывок и перейти к следующему.

Когда я в своё время учил английский и немецкий, мне не хватало такой методики и таких книг. Учёба моя заключалась главным образом в чтении интересных мне книг и газет. Постоянно лазить в словарь за переводом незнакомого слова - дело нудное. Казалось бы, легко найти перевод книги на иностранном языке на русский язык и читать, сравнивая тексты. Однако такие переводы с лингвистической точки зрения весьма неточны. Переводчик стремится передать смысл книги, а не значения отдельных слов и фраз, и поэтому такая методика не кажется мне оптимальной.

Можно найти текст русскоязычного автора и его перевод на изучаемый язык, сделанный профессиональным переводчиком. Пытаться перевести русский текст на изучаемый язык и тут же смотреть, как это сделал переводчик. Вот эта методика кажется мне очень полезной, хотя чтобы ею пользоваться, определённые базовые знания языка нужно уже иметь.

Современные технологии сделали легко доступными аудиокниги. Можно найти текст русскоязычного автора и аудиокнигу - перевод. Прочитать кусок по русски, попытаться перевести на изучаемый язык, послушать перевод. Такая методика представляется мне ещё более полезной. Однако возникает проблема, какие программы при этом использовать. Наилучшей из испытанных мной оказалась программа WorkAudioBook. Она хороша, среди прочего, тем, что может проиграть одну фразу и остановиться.

Можно попробовать найти два аудиофайла - русскоязычного автора и перевод. Прослушать кусок по русски, попытаться перевести, затем послушать перевод. Подходящего для такой методики софта я пока не нашёл, если знаете, подскажите. Однако можно использовать для этого тот же WorkAudioBook. Я открываю им каждый аудиофайл, раздвигаю окошки, и слушаю. переключаясь между ними. К сожалению, при закрытии программы она запоминает позицию остановки только у одного аудиофайла - приходится записывать.

Мой опыт изучения языков говорит, что если встретилось незнакомое слово, и ты слазил в словарь за его переводом, нужно слово и его перевод записать и через какое-то время повторять по этой записи, иначе слово может забыться. Образец такой записи на фото выше (кликните по изображению для увеличения). Слова написаны на одной стороне листа, а их перевод симметрично на другой. Запись хороша тем. что можно прикрыть сторону с переводами бумажкой и постараться, смотря на слова, вспомнить перевод, и сразу же, сдвинув бумажку, проверить себя. Можно также прикрыть сторону тетради со словами и попытаться вспомнить их по переводу. В своё время я заполнил несколько таких тетрадей. Сейчас функцию такой тетради могут выполнять компьютерные программы, в частности, упомянутая выше "Anki". Преимущество её перед тетрадью состоит в том, что программа определяет оптимальное время для предъявления слова, чтобы его повторить, в зависимости от того, успешно или нет вы его вспомнили в прошлый раз. Также, если вы работаете с материалом в электронном виде, слово и перевод можно не записывать, а копировать и вставлять.

Антропоморфные образы

Из практики мнемонистов (ссылка на статью одного из них - Джошуа Фойера находится внизу страницы) известно, что для крепкого запоминания материала можно связать его с необычным, вызывающим эмоции образом. Это навело меня на одну идею. Сначала в своих рассуждениях уйду немножко в сторону. Мы, люди - животные общественные, приспособленные эволюцией к взаимодействую с другими людьми. Чтобы мы полноценно жили, требуется, чтобы они научили нас языку, множеству умений, в том числе умению правильно выстраивать отношения с другими. Мы удивляемся способности пингвинов, вернувшись из моря, находить в колонии среди множества других пингвинов и их яиц своё яйцо. Инопланетян, прибывших на Землю, могла бы удивить наша способность различать лица, которую, кстати, обеспечивает специальная структура в мозгу. Действия, согласованные с действиями других людей позволяют нам эффективно выживать. Поэтому значительная доля интересов людей направлена на других людей. Человек эволюцией создан так, чтобы интересоваться другими людьми. Свидетельства тому - массовый интерес к сериалам, бульварной прессе (а вот моей статьёй так нифига не интересуются). Мы нередко встречаем увлечённо разговаривающих людей. Конечно бывает, что они обсуждают серьёзные темы, например, как разумно устроить государство, или тенденции развития современной науки. Но, думается, гораздо чаще они обсуждают свои мелкие повседневные дела или сплетничают о других людях. Какое отношение это всё имеет к теме статьи? Дело в том, и мыслительные способности человека "заточены" на взаимодействие с другими люльми. Вообразить другого человека, его действия для многих людей легче и интересней, чем вообразить какие-то абстрактные вещи. У большинства людей имеется способность к эмпатии - умение сопереживать другому человеку, вообразить себя на его месте. Эти особенности мышления человека можно использовать при учёбе. Приведу два примера. Есть такая теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Г. С. Альтшуллером. Она представляет собой систему приёмов для выработки решений технических проблем, генерации изобретений. Есть в ней один приём, называется "метод "маленьких человечков"", который использует описанную мной выше особенность. Вы анализируете техническую проблему и при этом представляете множество маленьких человечков в свете этой проблемы - каким воздействиям (силам, полям и пр.) они подвергаются, как они на эти воздействия реагируют (например, куда движутся). Можно представить себя одним из таких маленьких человечков. Есть такой термин - "антропоморфный", что значит имеющий форму человека. Метод "маленьких человечков" использует антропоморфные образы. Но ведь подобные образы можно использовать и с целью анализа при учёбе, для запоминания материала. Другой пример - изучение истории. Вы не только анализируете те или иные события "со стороны", но и пытаетесь представить себя на месте того или иного исторического деятеля, чтобы понять мотивацию его действий. Этот приём можно с успехом применять и при анализе действий современных политических деятелей, мнений журналистов и публицистов.

Процедурные и декларативные знания

Наука психология различает два вида знания - декларативное и процедурное. Декларативное знание изложено в книгах, статьях. Оно проверяется на устных и письменных экзаменах. На лекциях и уроках мы получаем знание главным образом в декларативной форме. Процедурному знанию соответствует слова "уметь", "навык". Умение ездить на велосипеде, жонглировать мячиками - это процедурное знание. Оно приобретается посредством практики, методом проб и ошибок, а также путём наблюдений, обучением по методам "делай как я" и "делай как я говорю". Дети (и не только) получают его посредством игр. Получить процедурное знание (как и декларативное) нам помогают положительное и отрицательное подкрепление, о котором я писал выше, или, выражаясь по другому, "обратная связь", когда мы в процессе практики наглядно видим и ощущаем успешный или неуспешный результат своих действий. Декларативное и процедурное знание гармонично дополняют друг друга. Например, при обучении езде на автомобиле часть знаний (устройство автомобиля, правила дорожного) обучающиеся получают в декларативной форме. Однако невозможно научиться ездить без практики, лишь читая учебник и слушая лекции. С другой стороны, изучать правила дорожного движения путём одной практики представляется безумной идеей.

Не всегда есть возможность получить достаточную для обучения практику. Чтобы практиковаться, например, в езде на автомобиле, нужны, как минимум, автомобиль, бензин, инструктор с соответствующими полномочиями. Поэтому может быть полезно часть процедурного знания перевести в декларативную форму, в частности, в виде вопросов и ответов на них. Тогда его можно будет повторять (чтобы запомнить) в удобное время. Записи легко хранить, ими можно делиться с другими. Конечно, как держать равновесие при езде на велосипеде, с какой силой давить гаечный ключ, чтобы не сорвать резьбу, описать трудно, если вообще возможно. Однако мы можем записать последовательность действий, в частности те действия, что на практике встречаются редко, и поэтому плохо запоминаются. Например, если вы изучаете сложную компьютерную программу, основные операции работы с ней вы можете изучить посредством практики. Те же функции, которые используются редко, можно запомнить при помощи записей.

Спортсмены (гимнасты, фигуристы, прыгуны в воду) при обучении сложным двигательным навыкам используют своё воображение. Те движения, которые у них получились удачно, они пытаются мысленно воспроизвести, чтобы лучше запомнить. Подробнее об этом можно прочесть в книге А. В. Алексеева "Себя преодолеть!". Также этой темы я касаюсь в другой моей, весьма нелёгкой для понимания статье. Вы тоже можете воспользоваться этой техникой.

Как анализировать информацию, если вы считаете, что она неверная

Нередко, воспринимая мнения журналистов, публицистов, писателей, экспертов, мы чувствуем, что полностью или частично не согласны с ними. При этом авторы вываливают на нас большое количество информации, доводы их бывают весьма сложными, а нередко и путаными. В результате мы не можем чётко сформулировать для себя, в чём мы согласны с автором, в чём нет, где автор совершает ошибку. Хотелось бы дать несколько советов. Часто совершаемые логические ошибки давно изучены и систематизированы. Советую и вам изучить их. В интернете много замечательных материалов на эту тему. Наберите в поисковике "логические ошибки". Вот вам одна ссылка.

Согласно учебнику логики Гетмановой, опровергнуть ложный тезис можно тремя способами:

Чтобы понять, где и в чём автор ошибается, иногда приходится делать детальный анализ текста. Вот пара примеров такого анализа: анализ статьи блогера Носика о запрете гомеопатии и анализ текста журналиста Бабченко о легализации владения огнестрельным оружием.

Техника Фейнмана

Лазя по интернету в поисках интересных методик эффективного обучения, узнал про технику Фейнмана. Фейнман - выдающийся физик, который её использовал. Состоит техника в том, чтобы определить те аспекты сложной информации, которые вам непонятны. Записать их. Представить себе, что перед вами ученик, которому надо эти непонятные аспекты объяснить. И попытаться это сделать, максимально упростив язык и используя аналогии. Надо полагать, что в процессе выполнения этих действий к Фейнману приходило понимание непонятного. Мда... Сравнить мою систему с техникой Фейнмана... И чего добился Фейнман, и чего добился я?

Как заниматься в шумной обстановке

Иногда мне приходится заниматься в помещении, где играет радио, которое я не имею возможности выключить. Чтобы оно меня не отвлекало, я одеваю наушники и проигрываю на MP3 плеере один из шумов - "белый", "розовый" либо "коричневый". Сгенерированы шумы при помощи программы "Audacity". Вот ссылки на аудиофайлы шумов:

Величина каждого файла 29 мб, длина 30 минут. Программа "Audacity" может сделать аналогичные файлы и другой длины.

Мне была бы интересна критика статьи. Я описал в ней немало методик, которые помогают в обучении лично мне. Мне интересно знать, какие из них читатели находят полезными для себя, какие менее полезными или бесполезными. Может, у вас есть предложения по их усовершенствованию? Я, может, непонятно или нудно написал? Если вы хотите высказать своё мнение о статье, можете написать сюда: obuchmat@mail.ru Если вы находите статью полезной, я бы приветствовал ваши ссылки на неё в интернете. Чем больше ссылок, тем выше статья находится в результатах поиска, и тем больше вероятность, что её прочитают.

Читайте переведённую мною статью Джошуа Фойера, чемпиона США по силе памяти.

На главную страницу

К началу статьи

Список вопросов, действий и "наводящих слов и фраз"

Список "наводящих" слов и фраз

(оф) означает обработка факта, (ом)- обзор материала

Список вопросов

Что делать, если не понимаете